Больше рецензий

15 января 2021 г. 12:58

391

5 Татьяна Устинова - "Камея из Ватикана"

Когда я читала предыдущую часть ныне уже трилогии про Тонечку и всех-всех-всех (это я сейчас про "Пояс Ориона"), то у меня оставалось стойкое ощущение... послевкусие... как бы это ни назвать, в общем, возникало головокружительное чувство свободы от всего этого мороза, простора, снега и свободы перемещений. Почему-то сразу думалось, что вот же - вот! - не то, что сейчас, в пандемийной реальности.
Как в воду глядела.
"Камея из Ватикана" как раз из нашей с вами реальности, где пандемия, маски и социальная дистанция вкупе с прелестями дистанционного образования.
Что, кстати, совершенно не мешает одним людям убивать других, а Тонечке - влипать в истории, "ввязываться в уличные потасовки", как выражается её муж.

В Москве свирепствует новый вирус, а Тоня с новоявленным юным родичем Родионом пытаются переждать её в маленьком городке Тверской области. Остальные из Москвы уехать не могут - им для работы-учёбы нужно либо личное присутствие, либо хороший Интернет. Тоня топит печку, печет пироги, пытается хотя как-то организовать обучение Родиона (который собирается в Суриковское, видит красоту самых неожиданных вещей и готов рисовать часами, но в остальном учится через пень-колоду) в условиях постоянно отваливающейся сети и совершенно для себя неожиданно (впрочем, как всегда) "ввязывается в очередную уличную потасовку".
В доме по соседству умирает пожилая дама. Тоня уверена, что соседку убили. А вот в том, что другая соседка, Саша, которая безумно ей нравится, "хорошая девочка, с которой можно дружить", Тоня не уверена совершенно. И в адекватности ещё одного действующего лица, который был ох как хорош и подходил Саше, а потом начал рассказывать неправдоподобные истории про Ватикан и его владыку - Тоня не уверена тоже.
Действующие лица здесь хороши и колоритны все - от крохотной собаки Буси, съезжающей по лестнице со второго этажа "на попе" до водителя "скорой" Кольки, упорно величающего Тонечку "тёть Тоней". И глава местной милиции хорош ("майор Мурзин заглянул в дом и, кажется, украдкой попытался перекреститься"). И поп ("надо говорить батюшка, Родион!"). И все. И всё.
И контраст между Москвой и крохотным провинциальным до последнего гвоздя населённым пунктом показан ярко, правдиво и внешне дико: это полное отсутствие личных границ, обсуждение громким шёпотом в спину, осуждение за любое нарушение принятых здесь и сейчас правил и норм (будь это хоть медицинская маска, которая сюда, в глубинку, ещё не добралась, хоть нестандартная собака, хоть раскованная женщина) и навешивание ярлыков. Такого не бывает? Не-а. Я жила в подобном аквариуме много лет. Бывает, амигос. Только так там и бывает.
Любовная линия переплетается с детективной и любовная, как водится, снова важнее.
Собственно, пока будет так мир устоит перед теми, из-за кого случаются детективы, и перед пандемией, социальными дистанциями и прочими дистанционно-изоляционными мероприятиями устоит тоже.