Больше рецензий

15 января 2021 г. 01:22

942

4 По-кафкиански тоскливая, по-лавкрафтовски мистическая, по-кинговски жуткая очень абстрактная Овца

картинка AleksandrGolovan89

Начиная рассуждения касательно "Охоты на овец" Мураками, первым делом надо пояснить два момента, фундаментально важных в плане понимания этого произведения:

1) В конце, на технической странице книги можно обнаружить нашлёпку "16+". Видимо, потому что в тексте упоминаются (даже не описываются) сексуальные отношения. Эх, лишний раз обращаешь внимание, сколь примитивно и инфантильно в нынешнем обществе воспринимается понятие "взрослого контента" (секс и/или кровавое насилие). "Охота на овец" действительно нуждается в возрастной нашлёпке, но ставить следует не "16+", а "26+". Раньше брать в руки данную вещь просто бессмысленно. Независимо от уровня интеллекта и знаний. Не только понять, но и прочувствовать эту книгу можно лишь тогда, когда впереди ещё много молодости, но первая её глава - юность, уже осталась позади.

2) Крайне желательно, чтобы читатель не понаслышке был знаком с такими психическими траблами, как депрессия, хроническая тревожность, пограничные состояния. А главное - с муками, возникающими, когда творческо-интеллектуальный потенциал не находит выхода и/или оказывается невостребованным.

А вот быть японистом, специалистом в области японской культуры как раз совсем необязательно. Итак.... с чего бы начать ответ на вопрос "О чём сей роман? Что такое написал Харуки М.?". Автор попытался интегрировать друг в друга такие вещи как философию личного восприятия, синтоистский магизм, социальную философию, некоторые элементы дзэн-буддизма, творческо-интеллектуальную рефлексию и даже критику японского национал-традиционализма и милитаризма вкупе с японской корпоративной культурой.

Интересно, что сюжетная линия в романе не имеет привычной жирной чёткости и закрученности. Поскольку не имеет самостоятельной прорисовки, а как бы формируется из отдельных "кирпичиков-композиций". Каждый такой "кирпичик" - отдельное философское путешествие или магическо-мистическое приключение или миниатюрная притча или акт интроспекции. Как если бы картину начали создавать не с помощью простых составных элементов, т.е. красок, а стали бы собирать подобно пазл-мозаике, где каждый пазл - отдельная самостоятельная картинка. Мда, анализируя Харуки Мураками, поневоле начинаешь оперировать его языком повествования.

Так всё-таки - о чём этот роман-мозаика? Прикол в том, что каждый может собрать предоставленный писателем пазл немного по-своему. В некоторых местах Мураками кажется уж слишком абстрактным. Может и так. А может, это лишь указывает на то, что автор оставляет за читателем некоторую свободу для собственного творчества.

Центральная тема Овцы и Крысы

Если пофантазировать языком Мураками, Крыса - это бесхозный "автомобиль", на котором Овца решила прокатиться. Ибо почти все остальные люди - "тележки" без собственных импульсов к самостоятельному движению. А некоторые, как ГГ, "парусники", дрейфующие по ветру и живущие в гармонии с ветром. В образе ГГ прослеживаются некоторые дзэн-буддистские тональности.

Если подумать под углом экзистенциализма, Крыса - это образ человека, оказавшегося неспособным реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Гносеологическая рефлексия есть, но нет потенции к творчеству, к созиданию, к воплощению воспринятого. И сознание человека постепенно замыкается само на себя, закукливается. Вспоминается строчка из "Хищных вещей века" Стругацких: "Фантазия, воображение - великая вещь, но нельзя давать ему дорогу во внутрь, только во вне, только во вне". А Овца, ни много ни мало, питается таким вот экзистенциальным кризисом, постепенно замещая собой сознание человека.

Кафкианский страх Крысы потерять свою личностную идентичность связан ещё и с тем, какую угрозу он станет тогда представлять для общества. Этакая метафорическая аллюзия на то, как не реализовавшийся интеллектуал становится зловещим гениальным политиком в результате мистического синтоистского перерождения. Возможно, Овца и является символическим образом нереализованности и десоциализации.

Так или иначе, но история Овцы и Крысы довольно умело завёрнута в сюжетные тематические пласты. Таких пластов несколько. Тематика ухода от милитаризованной государственности и последующее неизбежное социо-культурное одичание (поселенцы Дзюнитаки, Человек-Овца). Негативное отношение автора ко всяческим тенденциям возрождения национальных традиций (в Секретаре, он же Человек в Чёрном, угадывается самурайский образ и приверженность к мифологическому мировосприятию). Едкая критика корпоративной культуры Японии (рассказ овчара о повадках овец и маленькие сюжетные отступления, касающиеся Организации Сэнсэя).

И всё это подано в атмосфере мистицизма и трансцендентности. Любимая фишка Мураками - магический реализм, который по своей сути есть описание субъективного восприятия ("всё разлагающий утренний свет", "дом Сэнсэя как уродливое нагромождение исключений на общепринятых утверждениях, которые тоже когда-то были исключениями другого общепринятого утверждения" и пр.). А уж описание округи виллы Крысы вообще заставляет вспомнить сад Плюшкина.

Немного критики

Всё-таки, на мой взгляд, Мураками переборщил с абстрагированием и обобщениями. Ей-богу, те же рассуждения Крысы о Слабости чем-то напоминают философский "фаст-фуд", этакие выдержки из сборника "Философия для чайников". Порой вся эта рефлексия видится чуть ли не на грани литературного моветона.