Больше рецензий

mikhaillkobrin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 января 2021 г. 20:12

230

3 Маршак vs Толстой

Вероятно мой заурядный анализатор смог мне предложить только сравнения автобиографической книги Маршака о его юности ‘В начале жизни’ с подобной у Толстого, поэтому буду рассуждать в данном ключе.

Оговорюсь, у Толстого трилогия получилась шикарной с его чувствами, переживаниями, их подробным, сочным описанием, с его двойственностью и эволюцией его изначально незрелых мыслей, с нотками философии экзистенциализма, с конкретно ощущающимся в тексте взрослением героя - взрослеют его мысли, его слова, его рассуждения. Маршак написал подобное о себе, но без всего вышеперечисленного. 

Его книга больше состоит из конкретного жизнеописания. Герой даже в моменты действий и диалогов вспоминает о происходящем раньше. И здесь Маршак пускается в долгие описания людей и событий, происходивших с ним. И если Толстой был с собой очень жесток - постоянно описывал свои детские недостатки и их непосредственное влияние на дальнейшую жизнь (стоит вспомнить только как через всю трилогию мимолётом упоминается чуть ли не уродливость Иртеньева в ярких подробностях), прошёлся почти по всем смертным грехам, и по гордости, и по гневу и зависти, при этом давая себе же конкретную характеристику и сталкивая себя же все с большими и большими препятствиями, в итоге заканчивая на самой тревожной ноте, то Маршак больше внимания уделяет своим успехам и точечно описывает свои литературные таланты: вот он пишет стихи и они нравятся всем в школе, вот он пишет прозу, и его приятели по дороге домой заслушиваются его пересказами, вот он в Питере внезапно встречает очень важного человека, который моментально оценивает его талант как чуть ли не самое светлое, что с ним происходило в жизни.

После Толстого Маршак кажется поверхностным, не таким глубоким, но интересным именно на сюжет. Здесь уже первый проигрывает, у Маршака событий больше, они насыщенней, они быстрее сменяют друг друга. В сменяемость демонстрируется и их четкая зависимость друг от друга. Не просто ‘нас собрали и повезли куда-то’, а конкретные решения, влияющие на конкретных героев.