Больше рецензий

Kristina0204

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 января 2021 г. 12:49

1K

5 Это потрясающая и вдохновляющая история успеха!

Больших надежд не возлагала на данную книгу изначально.. а как оказалось очень зря! Это невероятно искренняя пронзительная история успеха. История побед и поражений, принятий сложных решений, взлетов падений и разочарований. История изложенная ярким, эмоциональным и простым языком генерального директора Starbucks Говарда Шульца. История которая способна вдохновить на новые свершения. История в которой вы ощущаете манящий аромат кофе с самых первых страниц..

Всё началось с мечты. Изначально кофейня-магазин Старбакс была очень скромным местечком, в которой продавали принципиально только цельнозерновой кофе ("Было время когда все думали, что кофе берут из жестянки, а не из зерен.") Основатели Старбакс не были безнесменами. Они любили кофе, нежной и искренней любовью, и хотели поделиться с жителями Сиэтла (именно там и была основана первая кофейня) разными сортами лучших кофейных зерен, которые вследствии превращались в ароматную чашку качественного и ароматного кофе. Никаких глобальных целей они не преследовали. Старбакс не желали нравится массам, а лишь тем немногим у кого был тонкий вкус. Их отличительной чертой тогда и сейчас является темная обжарка кофейных зерен арабики "дочерна".

По поводу названия - были отсылки к литературе, "Моби Дику" и морской тематике. Логотип был придуман в том же стиле - русалка с двумя хвостами или сирена окруженная полным названием Старбакс. Изначально логотип был коричневым, но вскоре сменился на зеленый (логотип немного видоизменился со временем, но цвет больше не менялся). Первый магазин Старбакс открыл свои двери в 1971 году, и изначально там присутствовал классический морской стиль с нотками романтизма, такое вот мини путешествие для посетителей.

Говард Шульц к первоначальной Старбакс не имел никакого отношения, но именно он расширил её до сегодняшних масштабов. Он бросил высокооплачиваемую работу в Нью-Йорке, ради должности управляющего Старбакс в небольшом Сиэтле, на которую его взяли после года уговоров (он уговаривал). Владельцы были достаточно консервативны, и с осторожностью относились к таким деятельным и энергичным парням как Говард, с бесконечным фонтаном новых идей. Несмотря на это к самому Шульцу они относились довольно тепло. На тот момент Старбакс представляла собой 5 кофейных магазинов. Это была небольшая компания со своими ценностями, принципами, и безграничной любовью к кофе. Они были не для широких масс и довольно остро реагировали на нововведения со стороны.

Момент когда на горизонте Старбакс появился Говард Шульц, это тот момент который разделил историю Старбакс на до и после. Шульц однозначно сумел не только сохранить изначальные принципы и ценности компании которые также были ему близки, а ещё и расширить компанию до мировых масштабов.

Проделанный путь был тернист. Уход Говарда из Старбакс - идеи которые казалось бы только улучшили компанию не хотели принимать консервативные владельцы. Открытие Шульцом через время своей кофейни, которая вскоре имела успех. Решение владельцев Старбакс её продать, отчаянное (и вскоре успешное!) стремление Говарда её купить, поиск денежных средств и инвесторов. Соединение двух компаний Старбакс (6 кофеен) и компании Говарда (3 кофейни) в одну. Первые кризисы, первый подбор кадров, конкуренция и много эмоциональных решений. При всех трудностях, все же у Шульца с самого начала было твердое убеждение, что Старбакс будет компанией лидером, компанией о которой будут говорить, но в тоже время и компанией сумевшей сохранить свои ценности, именно благодаря которым компания запала ему в сердце с первых встреч. Шульц всегда мечтал и действовал по-крупному.

Самая большая ценность в компании Старбакс - люди работавшие там. От бариста до генерального директора. И это чувствуется на протяжении всей книги. Покрытие многих медицинских расходов сотрудников (компания покрывает 75% расходов, сотрудник платит 25%). "Кофейные акции" - превращение каждого сотрудника в партнера с введением фондовых опционов (пропорционально их зарплате). Возможность сотрудников открыто сказать что нравится, а что хотелось бы изменить - умение руководства прислушаться к ним, и найти компромиссное решение для всех. Не оставляют проблемы не решенными, не закрытыми. Впечатляет то, что это большая команда у которой есть общая цель, к которой они все вместе идут, команда которая придерживается одних и тех же принципов ценностей, которые ощущают в команде единство и силу. Для которых это больше чем работа..

Вы будете ощущать пустоту, если прийдете к финишу в одиночестве. Если же бежать всей командой, вы почувствуете удовлетворение при касании финишной ленты всеми вместе. Вы захотите быть окружены не только скандирующими зрителями, а и толпой победителей, вместе празнующих победу. Победа гораздо больше значима когда она - результат усилий не одного человека, а совместных достижений многих. Эйфория долго длится только когда все учасники следуют за своим сердцем, выигрывая не только ради себя самих, но и ради других. Успех слаще, когда его разделяют ещё с кем-то.

Книга прочитана в рамках флешмоба "Нон-фикшн"