Больше рецензий

11 января 2021 г. 15:18

760

5 5 звёзд за уникальность

Наткнулась на эту книгу совершенно случайно и ничего от неё не ожидала. Даже скажу больше, сначала смутила сама фигура автора, уже готовилась что будет много разговоров с политическим подтекстом (да, без этого не обошлось, но в рамках разумного). Но в итоге я получила книгу, в которой открыто говорится про самые важные проблемы смерти, еще и в их историческом развитии. Сразу скажу текст полон заумных слов, но на восприятие это не влияет, книга читается легко, но не быстро. Быстро её в принципе невозможно прочитать, потому что после каждой главы вам хочется обдумать прочитанное, еще раз пересмотреть свой взгляд на ту или иную проблему.

Пройдусь немного по главам и выделю свои основные мысли.

Глава 1. Горе и скорбь: как и почему мы оплакиваем умерших. Рассматривается что такое горе, всем известные 5 фаз переживания горя (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие) и другие возможные их классификации. Поднимается интересный вопрос: " Почему мы так легко ввязываемся в споры о том, как скорбеть правильно?".

Под критику может попасть не только недостаточная скорбь, но и горе, которое кажется чрезмерно интенсивным и неуместно длительным

Задумайтесь, почему вообще вы можете решать, как должен скорбеть человек, и делить это на хорошо и плохо? Или наоборот, почему вы должны переживать утрату именно так, как у нас считается правильным, если ваши эмоции не совпадают с общей парадигмой?

Глава 2. Право на смерть и обязанность жить: история эвтаназии. Тема эвтаназии стара как мир. И в разных временных промежутках к ней относятся по-разному. И в нашем мире этот вопрос к сожалению, остаётся не решёным. В главе рассматриваются основные проблемы, которые мешают принять однозначное решение, например, где пролегает граница (биологическая, социальная) между жизнью и смертью человека, кто может быть субъектом права на эвтаназию и т.д. Очень интересен вывод одного из психологических опросов об отношении к смерти.

Зачастую противники эвтаназии - любители охоты, приверженцы патриархальных ценностей, приверженцы свободного ношения оружия и милитаристы. В то же время сторонники эвтаназии - вегетарианцы, феминистки, антимилитаристы. Казалось бы, почему те, кто одобряет убийства вдруг оказываются противниками добровольного отказа от жизни? Ответ прост: ваше отношение к смерти связано с тем, как вы представляете справедливое и правильное общество и государственное устройство. Те, для кого коллектива важнее права индивида, эвтаназию не поддерживают.


Глава 3. Паллиативная помощь. Рассматривается история её возникновения, появление первых хосписов, пациент как потребитель. Что действительно меня поразило, так это отношение к паллиативной помощи в СССР.

В советском словаре иностранных слов "филантропия" определялась как "помощь и покровительство нуждающимся в буржуазном обществе", а следом уточнялось "Филантропия сама по себе оскорбительна для человеческого достоинства".


Глава 4. Бессмертие: от идеи воскрешения до цифровых кодов. В этой главе рассматриваются разные концепции бессмертия от средних веков до нашего времени. И возможные варианты бессмертия в будущем.

Глава 5. Смерть в поп-культуре. Будут показаны три феномена: зомби-фильмы, блэк-метал и образы серийных убийц в кино (Декстер one love).

Глава 6. Перезахоронения и борьба за права мертвецов. Вот эту главу точно нельзя рассматривать не в политическом ключе. Самый яркий пример тело Ленина: дискуссия вокруг его возможного погребения давно стала мощным политическим инструментом.

Глава 7. Позитивное отношение к смерти. Одна из моих любимых глав, в которой приведены примеры активистов, пытающихся поменять культуру смерти и показать абсурдность существующих традиций. Самая известная конечно Кейтлин Даути. Если вам интересна тема смерти её книги обязательны к прочтению.

Вывод
В книге представлены проблемы, о которых возможно вы даже не задумывались. Она позволяет взглянуть на смерть под другим углом и понять, что не всё так очевидно, как нам кажется. И возможно смерть это не что-то экстраординарное и чего нужно бояться. К ней можно относиться с легкостью и юмором.