Больше рецензий

peccatrice

Эксперт

ловец огней на звездном поле | ugly pretty

10 января 2021 г. 17:34

844

5 Вывязываю и довязываю.

До чего спорная книга во всем: от бюрократической необходимости присваивания жанра и определения литературных приемов до сути.
"Калечина-Малечина" - пограничный во всем роман, да и не роман это вовсе, а едва ли повесть, но в очередной раз неприменима никак литературная бюрократия к этой истории.

Как в детских историях у камелька - не Диккенсовского, конечно, а такого: лагерно - летнего, в южную душную ночь: в одном черном-черном городе, на одной черной-черной улице, в одном черном-черном доме...
Только история Кати из третьего класса в "Калечине - Малечине" должна начаться так: в одном сером-сером городе, на одной серой-серой улице...

Нет сюжета в "Калечине - Малечине". Девочка Катя живет в персональном мирке, который не отнесешь к райскому точно, но и к аду так-то тоже - так, скорее чистилище. Слабая ведомая мать, тиран - отец, школа с набившими оскомину правилами и равнодушными учителями, жестокими одноклассниками, и небо такое серое, серое... Пока не встречает Катя помощницу, которая жизнь ее и меняет.

Что ж тут тогда читать, спрашивается, за что цепляться.
А цепляться есть за что.

У Некрасовой потрясающий слог, не боюсь признаться, что я была совершенно очарована прыгающими со строчки на строчку некрасовскими "катится - колошматится", "вывязваю-довязываю" и другими - совершенно дикими с точки зрения морального закона - и прекрасными на ощупь и вкус словами. Нервозные, острые, угловатые слова, которые вовсе не сглажены, но и не наотмашь бьют - опять что-то пограничное, вроде и слова существуют, но совершенно не складываются во что-то правильное, не тревожное. В "Калечине-Малечине" нет взрослых и детей, только "выросшие" и "невыросшие" - как ключевой, важнейший показатель, что в Катином мире все несут одинаковую ответственность, у "выросших" и "невыросших" одинаковые обязанности, а отличают их только права - которые есть, кажется, только у одних "выросших".
История от лица десятилетней девочки, и много можно встретить обоснованных предположений, что Катя, возможно, немного отстающая в развитии, возможно, она и вовсе больна, если принимать последующие события ровно так, как они описаны в книге, но создается особое ощущение, что Катя - ребенок своего возраста, только ищущий отчаянно любви и понимания и - смысла. Тыкающаяся носом девочка не научилась ни любви, ни дружбе, ждущая подвоха и неспособная на простые вещи. Катя плохо знакома даже со словом "спасибо", и это очевидно по ходу действа, но это от того, что она такого никогда не видела, она не знакома с благодарностью, но она еще пластилин - и со временем она знакомится и с этим. В целом - это история тысяч Кать по России, детей травмированных, забитых, не знающих любви, семьи, дружбы. Сказать, что это почти как Санаев с его "Плинтусом" - не скажешь, "Плинтус" омерзителен, он выходит за все рамки понимания, он шизофрения и тот самый темный ужас, огромная темная сфера без угла, в котором можно спрятаться. "Калечина-Малечина" - это средняя реальность, и от этого делается она гораздо страшнее, чем Санаев, потому что Некрасова пишет про то, как живут люди в действительности, как говорят и что делают со своими детьми не от злости, не от отсутствия любви, а просто потому что их тоже не научили.

Вторая часть, конечно, это то, о чем говорят "магический реализм", но Кикимора появившаяся - магический ли это реализм? Ответа нет на этот вопрос. Подобно "Голосу монстра" мы можем оставить ее как действительность или как единственную Катину возможность не развалиться, не потеряться, а только выдумать кого-то, на кого она смогла перенести большую свою тяжесть, в ком могла найти защиту и опору, поскольку была уверена, что сама она ни на что не способна. Если думать о втором варианте, то Кикимора, конечно, прекрасно подходит тому, что могла выдумать Катя. Катя не могла выдумать что-то чистое и светлое, потому что она никогда не была с этим знакома, ей нужен был мститель, он должен был быть зол и уродлив, для того, чтобы когда Катя совершала то, что совершит, она могла внутренне, внутри себя, перенести ответственность за все совершенное на кого-то, кто подошел бы для этого.
Если вернуться к первому и принять Кикимору за реальность - об этом, кстати, Некрасова намекает, когда мать Кати и соседка находят за плитой кое-что, что по преданиям эту Кикимору и вызывает, и в этот момент мама Кати вовсе не удивлена, будто, подавленная мужем - тираном в ситуации безденежья, сама создала этот небольшой алтарь, будучи реалисткой вовсе не веря, но надеясь, что придет кто-то, кто сможет все решить. Так вот если принять за реальность, то "Калечину-Малечину" это вовсе не портит.

Подобно сказке, утрировано в "Калечине-Малечине" буквально все. Быстро развивающиеся события, показательно пограничная жестокость учителей и одноклассников, показательно пограничное, едва ли не оправданное здравым смыслом предательство друга, ежедневное чистилище вечером по возвращении отца после работы... И такое же показательное отмщение каждому, кто причинил Кате - по ее мнению - зло.

В целом"Калечина-Малечина" несет одну очень явную мысль, красной нитью проходящую по книге: все эти дети, все травмированные, недолюбленные, недосмотренные, они обязательно вырастут, и мало того, что они обязательно отыграются за каждый свой шрам, за каждый удар, за каждое оскорбление, они вырастят точно такое же поколение.

Любите своих детей. Они не выбирали приходить в этот мир. У "выросших" и "невыросших" действительно есть обязанности. Но и права у них тоже есть, и у тех, и у других. Вот что говорит Некрасова.