Больше рецензий

ninia2008

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2021 г. 20:43

135

4 Один из стада толкиенутых капюшонников

С творчеством Толкиена я познакомился довольно поздно - позже, чем многие. Когда одна школьная приятельница вручила мне повидавший виды том "Властелина колец" со словами, что это и вправду стоит прочесть, мне было уже семнадцать...


Майкл Уайт - не только ученый, журналист и писатель. Он прежде всего англичанин. Он один из той самой, как нынче модно говорить, таргентной группы, для которой "Властелин колец" и был написан. Родился в Лондоне. Закончил Королевский колледж, став бакалавром по химии, затем читал лекции по химии в одном из колледжей Оксфорда. Работал научным редактором британского издания журнала GQ и был обозревателем Sunday Express. В общем, типичный представитель английского научного сообщества, к которому принадлежал и сам Профессор.
Биографические статьи Майкл Уайт писал с 1992 года, а первая книга - "Азимов: несанкционированная биография" - вышла в 1994 году. Им были написаны также биографии Ньютона, Дарвина, Эйнштейна и Хокинга, последние в соавторстве с Джоном Гриббином, известным в Англии популяризатором науки и, к слову, физиком по специальности. Биография Толкиена выйдет в 2001 году, после нее будут еще биографии Льюиса, Макиавелли и Галилео Галилея. А в 2006 году выйдет роман "Равноденствие" - чисто художественное произведение, после успеха которого Майкл Уайт окончательно "переквалифицируется" в писателя-детективщика, причем - в трех лицах, поскольку начнет использовать псевдонимы Сэм Фишер и Том Уэст и переедет в Австралию.
По иронии судьбы, жизнеописание Толкиена находится как раз между - научной деятельностью/преподаванием и писательской карьерой.

Насколько хороша сама биография? Можно сказать, она получилась академической - в ней практически нет домыслов - и в то же время достаточно художественной, чтобы не засыпать во время чтения. Шучу. Как писал сам Уайт, вокруг личности Профессора по разным причинам возводилась "стена благоговейного молчания", а он "попытался создать более колоритный образ... и живописать личность и судьбу Толкиена если не в самых сочных красках, то по меньшей мере во всем многообразии оттенков и нюансов". Проблема в том, что Профессор на самом деле был добропорядочным человеком, по мере сил своих - честным, умным и надежным, так что никакой сенсации в его жизни не отыскать. Меня, если честно, развлекали всяческие жизненные детальки, например, утверждение, что Толкиен "трудился на пределе возможного", читая по лекции в день и проверяя студенческие работы (сразу вспоминается "Долгая зима" в Хоббитании - с ноября по март...), попытки автора в психоанализ и прочие мелочи. По-хорошему, если читатель уже знаком с биографией Профессора, то ничего нового эта книга не откроет, но для начала знакомства, на мой взгляд, самое то.

И вот в чем, пожалуй, самая большая загадка: что плохого в том, что писатель творит вымышленный мир...? Кто сказал, что так поступать нельзя? Почему романист не вправе писать о выдуманных вещах?.. Ведь одна из задач романиста в том и состоит, чтобы ввести читателя в некую иную реальность, - иначе книга будет уже не художественной, а документальной. Даже в самых, образно выражаясь, прозаических художественных произведениях описывается не наша, а некая альтернативная действительность. Кто поставил предел, дальше которого фантазия писателя простираться не может?