Больше рецензий

9 января 2021 г. 15:26

598

4 Пошла вода горячая

Красные захватили власть. Ой-вей, что тут началось: служить, не служить, прислуживаться, али просто тошно — как жить приличному человеку? Люди опорожняются прямо на улицах, света, тепла и воды в домах нет — бесы, кругом бесы.
Дашкова собрала абсолютно все мифы о смутной эпохе и трактовала их в самом неприятном для большевиков ключе — убивали ради убийств, ничего не понимали в том, как кухарке управлять государством, и удержались на вершине только с помощью лукавого. Постепенно нарастает градус мистицизма, что книге не то чтобы вредит, но вызывает непонимание (нормально же было, чё ты начинаешь?). Прорезается и дедектива с похищениями, эпичными злодеями и бдительными соседками.
К этой книге трилогии у меня появилась самая большая претензия, которая плавно перетекает в претензию ко всему циклу: вторая часть сильно отличается от первой по стилю, атмосфере, кажется, даже по основной мысли, да и банально по фактологии (стоило перечитать первую часть перед тем, как писать продолжение). Но самое главное — добрую треть занимает рукопись незаконченного романа Оси, еще одной счастливой жертвы «источника счастья», но ни в этой книге, ни в следующей части она никак не откликнется, о ней ни разу не заговорят, о судьбе ее автора в дальнейшем не скажут ни слова. Так зачем же она была? Чтобы облегчить героине и читателю вхождение в метафизику? Тогда это читерство. А если в этом была какая-то задумка, то где ее реализация?
Единственное, что в Misterium tremendum хорошо, — описание того, как душно и тяжело «старорежимным» людям в новой реальности, как они хотят назад вот это все, в том числе хруст французской булки. Все остальное... Ну, можно считать все остальное вольной фантазией на тему начала века. Злотников же пишет, почему бы не да.