Больше рецензий

Delga

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 августа 2012 г. 13:04

170

5

«Одною из заветных формул того времени была «святая простота»*. В ней заключалось нечто непререкаемое, и при упоминовении об ней оставалось только преклоняться. Но употребляли ее неразборчиво и нередко смешивали с пошлостью и невежеством. Это уж было заблуждение, которое грозило последствиями очень сомнительного свойства. Крестьянство задыхалось под игом рабства, но зато оно было sancta simplicitas;[53] чиновничество погрязало в лихоимстве, но и это было своего рода sancta simplicitas; невежество, мрак, жестокость, произвол господствовали всюду, но и они представляли собой одну из форм sancta simplicitas. Среди этих разнообразных проявлений простоты дышать было тяжело, но поводов для привлечения к ответственности не существовало.»


"Пошехонская старина" - последнее произведение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Как и "Господа Головлевы" оно посвящено последним десятилетиям крепостного права в Российской империи. В этой повести, представляющей собой сборник небольших зарисовок, автор сравнительно мало использует художественные приемы, не сгущает краски, позволяя картине крепостничества предстать перед глазами читателя в максимальном приближении к действительности, в реальной ее неприглядности.
Задача рассказчика здесь - запечатлеть правду:

"…все сказанное <...> мною вполне искренно, без всякой предвзятой мысли во что бы то ни стало унизить или подорвать. На склоне лет охота к преувеличениям пропадает и является непреодолимое желание высказать правду, одну только правду. Решившись восстановить картину прошлого, еще столь недалекого, но уже с каждым днем более и более утопающего в пучине забвения, я взялся за перо не с тем, чтобы полемизировать, а с тем, чтобы свидетельствовать истину. Да и нет никакой цели подрывать то, что уже само, в силу общего исторического закона, подорвано."


Салтыкову-Щедрину удалось передать дух эпохи, подавив в себе страсть к обобщениям, гиперболам и прочим литературным спецэффектам.
Получилось насколько возможно, честное произведение о человеке во всей его ограниченности и современной ему общественной системе во всей ее властности. Нечто похожее на труды Солженицына о пенитенциарной системе СССР.
И там, и там описывается система порабощения масс и последствия порабощения. Масштаб у Салтыкова поменьше, но может оно к лучшему. Повествование Михаила Евграфовича лаконично, лишено изысков, способных заслонить смысл, не имеет цели давить на эмоции. Автор, кажется, также далёк от намерения судить и критиковать:


«Атмосфера крепостного права, тяготевшая над нею, была настолько въедчива, что отдельные индивидуумы утопали в ней, утрачивая личные признаки, на основании которых можно было бы произнести над ними правильный суд. Рамки были для всех одинаково обязательные, а в этих общих рамках обязательно же вырисовывались контуры личностей, почти ничем не отличавшихся одна от другой. Разумеется, можно было указать на подробности, но они зависели от случайно сложившейся обстановки и притом носили родственные черты, на основании которых можно было легко добраться до общего источника»


Короткие рассказы читаются легко и увлекательно; кроме того мне книга попалась с комментариями, которые объясняли что конкретно в книге близко к биографии автора, что он описывал по рассказам других людей, которые очень любопытно освещают процесс творческого переосмысления действительности.

Книга интересна, наверное, потому что повествует о реальной жизни наших пра-пра...
Меняются формы (хотя и они цикличны), система остается...
"Сейчас" подозрительно похоже на "тогда" и из "тогда" во многом проистекает.
Из историй "Аннушки" и "Сатира-скитальца" можно угадать как простые люди мыслили в высших точках своей рефлексии:


«— Но что, Сатирушко, каково? — спрашивала она.
— Кашлять тяжко. Того гляди, сердце соскочит. Чего доброго, на тот свет в рабском виде предстанешь.
— Так что ж, что в рабском — прямее в рай попадешь. И Христос в рабском виде на землю сходил и за рабов пострадал.
— Оно так, да в ту пору рабы другие были, извечные…
— А мы какие же?
— А мы прежде вольные были, а потом сами свою волю продали. Из-за денег господам в кабалу продались. За это вот и судить нас будут.
— Не мы, чай, продались. Наши-то и родители и дедушки, все спокон веку рабами были.
— Все равно, ежели и в старину отцы продались, ми за их грех отвечать должны. Нет того греха тяжеле, коли кто волю свою продал. Все равно что душу.»


Советую как хорошую иллюстрацию к учебнику по истории соответствующего периода, потому что сухие факты легко стираются из памяти, а художественные образы, воссозданные современником исторических событий, действуют сильнее и дольше остаются в сознании.

Ибо хотя старая злоба дня и исчезла, но некоторые признаки убеждают, что, издыхая, она отравила своим ядом новую злобу дня и что, несмотря на изменившиеся формы общественных отношений, сущность их остается нетронутою.

Комментарии


Юля,а мне можно взяться за Салтыкова-Щедрина? Он меня не усыпит?:))


вряд ли, он вполне современно читается. Пошехонь с середины вообще оказалась увлекательной. я как-то даже оторваться не могла))


А то я сейчас читаю "Отцов и детей". И думаю:"Странно... Ведь Тургенев мне тоже казался жутким занудой") Как все меняется...))


Отцы и дети никогда не казались мне занудливыми, но к Тургеневу пока не берусь подступаться). Читаю "Записки из мертвого дома"))


И как тебе? А Тургенева я полюбила после "Накануне"...


как? как обычно)))
но в случае чего Салтыкова я тебе смело рекомендую. Он может и не гениальный гений, но талантливый бытописатель.


Люблю этот исторический период! Спасибо, рецензия прямо зовет к чтению))


"рецензия прямо зовет к чтению))"
это была моя тайная цель)) когда книга НРАВИТСЯ, хочется других позвать на чтение.


не знаю.. у меня с автором связана травма ранней юности, я его побаиваюсь..


Ты меня заинтриговала, как обычно) что за травма?))


Лучше поздно, чем рано..
Ну тут всё просто, как то душным июльским днём, девяностокакогото, когда ничто не предвещало беды, я нашла у бабушки под кроватью его сказки, прочитала и поняла, что я дура. Больше я этого автора, не читала, кажется никогда.


я так и думала, что дело в сказках. Но почему дура? И почему это осознание столь болезненно? Оно было глубоко?
Просто я раз 10 на дню осознаю себя дурой, но видимо это осознание недостаточно глубоко... потому что оно меня не ранит)))


Я вот стал вспоминать и понял, что не читал. «Историю…» и «Господ…» помню, сказки помню про дикого помещика, пискаря и мужика с генералами, а из этой старины помню только название красивое… Спасибо!
А еще зацепили твои «высшие точки своей рефлексии». Кажется, в тебе гибнут Щедрин и Лесков в одном лице)) Кругом ставлю плюсики!…


а может уже умерли и тухнут) и еще вопрос -кто.

...я только пискаря со школы и помню.


Мне в свое время очень понравилась эта книга)
Правда картины там предстают угнетающие и беспросветные. Так жили наши "пра-пра-.." и как хорошо теперь мы живем по сравнению с ними.


"как хорошо теперь мы живем по сравнению с ними."
не знаю насколько хорошо, свобода и в современном мире тоже несколько относительна, да и закабалиться снова всегда можно (как это уже история не раз показывала).


а про закабаление ты что имеешь ввиду?) какие исторические события?


власть советов. скрутила народ не хуже крепостничества.