Больше рецензий

9 января 2021 г. 00:30

542

3 Юмор на столько тонкий, что аж трещит по швам.

Я понимаю, что книга написана очень давно, и для своих времен, плюс какое-то время вперед, это могло бы быть смешным и интересным, но сейчас она мне кажется сильно переоцененной. Полагаю, так называемыми, любителями классики.
В целом, сама идея и повествование, у прародителя жанра, такие же как и у современных "попаданцев": каноничный все знающий и все умеющий Марти Стью попадает в средневековье периода короля Артура. Сразу же после первичных раздач тумаков враждебному окружению, люто начинает подминать все и вся под свои взгляды на жизнь/Мир/политику/религию/прочее. И делает это с видимым и завидным успехом, не встречая на своем пути никаких преград, за исключением крайне редких, если не единичных, случаев, что бы читателю совсем скучно не было. Я могу припомнить только один единственный интересный случай: когда он попал в Лондон.
Почти все шутки слишком пресные и натянутые. Иногда автор сам себе противоречит, или вообще, забивает на адекватность происходящего, даже по Меркам описанных реалий. Представьте себе, что очередной герой "попаданчества" в начале книги всем четко и ясно дал понять, что он самый-самый, и на протяжении всей книги к нему так и обращаются, и автор книги пишет постоянно как его боятся и т.д. А потом он попадает в ситуацию, из которой этот самый-самый способен одним плевком выкрутится(согласно заявленному уровню в глазах других), но его, почему-то, никто не спрашивает "а почему ты так не сделаешь?". Даже для юмора и сарказма есть границы, после которых уже, банально, не смешно. Делать тупыми, то всю Англию, то отдельных личностей, то его самого... то в следующем кадре показывать совершенно обратную картину - это, имхо, "петросянство", а не хороший юмор. К тому же, часть подобного отношения к персонажам строится на средневековых мифах, вроде тех, что никто никогда не мылся, или никакого права у людей не было - убивай кого хочешь, или все были идиотами и суды строились на честном слове.
Еще меня всегда раздражает бессмертное и глупое клише "принципиально не буду избавляться от заклятого врага", кочующее из книги в книгу, и из фильма в фильм. Если вы не поняли о чем Я, попробую по другому: "это еще не все, Я еще вернусь", или "ты заплатишь за это".
Ну и, как прочитавшего немало книг этого жанра, мне не понравилось то, что автор не написал вообще ничего, что всегда является "изюминкой" этого жанра: строительство, обучение, размышления над улучшениями, взаимодействия с людьми - всего этого нет. Оно где-то там за горизонтом, появляется по факту. А вся книга крутится исключительно вокруг того, как герой не любит рыцарство и знать, и как он будет их истреблять.
Бой у пещеры мне понравился, но после, концовка книги - нет. Совсем нет. Было ощущение, что автор просто хотел хоть как-то закончить, а не писал то, что по его писательскому видению должно было быть там.
...По этому еще раз, Я понимаю, что для своего времени эта книга могла быть очень хорошей, но сейчас это просто архаизм, не более.

В плане средневековых мифов Я хочу выразить благодарность книге <Блудливое Средневековье. Бытовые очерки западноевропейской культуры>>, которую, по счастью, прочел раньше этой.