Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

8 января 2021 г. 22:35

310

4 Любовь на расстоянии

«Бэтмен: Одержимый рыцарь»
В бесконечном потоке ежемесячных выпусков комиксов работы Джефа Лоэба и Тима Сэйла показались бы довольно оригинальными. Но собранные в увесистые «делюксы», они показывают достаточно ограниченный набор тем и персонажей, вполне соответствующих духу коммерческого производства.

В «Страхах» банальная стычка с Пугалом, который вырубает электростанции, чтобы грабить банки, стала для Лоэба возможностью еще раз поставить Бэтмена перед выбором – устраивать свою личную жизнь или гоняться за преступниками. Пикантности любовным проживаниям добавляет то, что флиртующая с ним Джиллиан оказывается авантюристкой, изводящей миллионеров ради наследства. Суровый герой-одиночка выбирает путь мщения, эффектно сливаясь с горгульями Готэма, а любовнице посылает записку с призывом покаяться. Сцены мордобоя разбавляет интимная сцена кошмара под действием яда Пугала, свадьба в розовых тонах, показывающая неготовность Бэтмена к серьезным отношениям. Инфантильность истории дополняет неожиданная красочность Тима Сэйла. Здесь заявлен фирменный стиль с черно-белыми страницами воспоминаний. А вот костюм Бэтмена классический. Видимо, это должно рассказать читателям, что карьера героя только начинается.

«Безумие» заявляет тему семьи. Повествование ведется от лица сразу трех персонажей, в том числе приемной дочери Джеймса Гордона. Барбара – подросток, сбегающая из дома после ссоры с отцом. Она попадает в эпицентр экстравагантной аферы Шляпника, который собрал строптивых подростков, чтобы они участвовали в его ролевой игре по мотивам «Алисы в Стране чудес». Для Бэтмена сказка Кэрролла – это очередной триггер. Именно эту книгу читала ему накануне своей гибели мама. Лоэб и Сэйл не стесняются еще раз пересказать этот душещипательный момент с жемчужным ожерельем. Получается штамповано. Хотя разворот с оммажем Тэннниелу немного разбавляет назидательное уныние жизненных уроков о доверии и семейных отношениях.

Наконец, в «Призраках» Лоэб осмеливается поставить под сомнение чистые воспоминания Брюса Уэйна об отце. Для этого он пользуется сюжетным приемом «Рождественской песни в прозе» Диккенса, перенося ее в Хэллоуинский антураж. К Брюсу приходят призраки в образах его заклятых врагов, которые потом все соберутся в «праздничной» дилогии. В отличие от многих других авторов, тонко жонглирующих мотивами классики, Лоэб использует и Кэрролла, и Диккенса очень грубо, примитивно. В расчете на мимолетный эффект узнавания. Главным всё равно остается поимка очередного преступного психа и разговор о том, может ли Бэтмен совершать насилие ради достижения благородной цели. Почему-то Лоэб и Сэйл в 1990-х годах считали вмазать преступнику неприемлемым (хотя в более поздних историях других авторов жестокость Бэтмена действительно достигала критического уровня). Серия необязательных праздничных спецвыпусков привлекает разве только работой художника, воспроизводящего занимательный экшн и радующего продуманной детализацией реалистичного мира, искаженного полупризрачными монстрами.

«Женщина-Кошка: Однажды в Риме»
Вбоквел «Темной победы» комиксного дуэта Джефа Лоэба и Тима Сэйла отрабатывает приемы, найденные в основной сюжетной линии. Теперь уже не Бэтмен, а Женщина-Кошка одержима видениями, которые отражают ее тайные желания и мотивы поведения. Лоэб предлагает две интриги: Селина Кайл ищет информацию о своем происхождении, а кто-то пытается героиню прикончить. Вторая детективная интрига разрешается самым тривиальным образом, лишь подчеркивая отчаянную неудачу Селины.

Девушка, которая разыскивает отца, даже если тот может оказаться покойным криминальным авторитетом – мелодраматическая коллизия, что просто не может оставить равнодушным читателя. Тем более что девушка обладает совершенными формами, которые Тим Сэйл со всей завлекающей откровенностью прорисовывает, и не устает отпускать сарказмы даже в момент смертельной опасности. Теперь поместить это в экзотический антураж Рима, и получится сентиментально-наивный боевик для доверчивых взрослых.

Готэмская команда приносит гиперзло в вечный город. Здесь на фоне роскошных яхт и отелей, архитектурных памятников и средневековых монастырей сталкиваются сицилийская мафия и эксцентричное оружие фантастических американцев. Впрочем, читатель погрузиться в атмосферу города не успевает. Всё время занято погонями, перестрелками, насилием и кошмарами Селины. В сны Лоэб перетащил практически весь ансамбль уродцев из основной серии, что сюжетно вполне оправданно. И для пущей пикантности ввел Гепарду из цикла о Чудо-женщине. Кровожадный мутант с женскими прелестями, прикрытыми звериной шкурой, видимо, должен оттенить романтический авантюризм и благородный разбой Селины. Женщина-кошка с точки зрения остается преступницей, но не приносит смерть или разрушения, она просто живет за счет «богатых» клиентов.

Авторы не забывают побаловать читателя ироничными отсылками. Селина теряет свой сиреневый кошачий костюм и вынуждена появиться в черной коже, купленной в итальянском бутике – такое обличье ей по хронологии придумают гораздо позже. И в своих видениях Женщина-кошка нечаянно угадывает тайну личности Бэтмена. Это добавляет ее эротическим фантазиям еще большей пронзительности, а отношениям Брюса и Селины острой мелодраматичности, без которых не обходятся сценарии Лоэба о Бэтмене. Поэтому флирт с неожиданным телохранителем, сотворенным по всем плейбойским лекалам киллером-сицилийцем с соломенными волосами, оканчивается трагически для одного из них.

Тим Сэйл в этой работе стремится к большей живописности. Дэйв Стюарт насыщает его динамичную тушь цифровой акварелью. Покраска сделана столь искусно, что кажется ручной (это еще благодаря особой художественной небрежности самого Сэйла), разве только местами слои слишком плотные, а мазок жесткий для этой техники. Итальянские приключения отличаются большей визуальной гармоничностью, чем резкие плоскости Готэма. Глаз радует и игра со стилями для снов. В одной из сцен Сэйл имитирует дешевую трехцветную печать комиксной индустрии. Художник работает с техническими достижениями XXI века, но помнит о своих предшественниках и том, что сюжет разворачивается в прошлом этой вселенной.