Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

7 января 2021 г. 09:56

4K

3 Два стухших кита и кое-что сверху

– И что же означает Солнце в первом доме?
– Да ничего не означает, фигня полная.

Книги Роулинг-Гэлбрейта всегда стояли на двух китах - детективная интрига и сильная связь главных героев. И пусть первый из них прихрамывал на один, а то и на оба ласта, второй был настолько обаятелен и превосходно красноречив, что раз за разом забалтывал и увлекал даже вялых критиков вроде меня.
К пятому роману китов стало трое, причем новоприбывший оказался таким большим и сильным, что передавил остальных. История от этого утратила устойчивость, упала на бок, заплыла ненужным жирком от неподвижности и начала пованивать в отсутствие должной гигиены редактуры.
Можно как угодно относиться к Роулинг и её высказываниям на острые темы, но уйти от взаимосвязи всего этого с книгой не выйдет. Третий кит, заваливший остальных и устроившийся на их месте, - это позиция автора. Манифест Роулинг-человека, насильно вдавленный в жанровую историю писателя Гэлбрейта и испортивший слишком многое. Неудивительно, что всё остальное залеживается и тухнет под этим непомерным грузом: гендерные вопросы - это вам не шутки, а детектив - не самое удачное место для дидактических моралей "на серьезных щах".

Однако, к детективу.
Робин и Корморан берутся за дело об исчезновении врача, которое случилось около 40 лет назад. Детектив, расследовавший его первым, двинулся на почве заболевания и превратил изучение подозреваемых в эзотерический квест по определению их знаков Зодиака по различным системам с отягощением в виде гадания на Таро.
В романе присутствуют 3 разворота с экзальтированными картинками и ядреными каракулями, передающие это безобразие. Угадайте, насколько это будет полезно для разгадки? Процентов эдак на ноль.
Роулинг в ипостаси Гэлбрейта и раньше грешила избыточностью ложных следов, но такого беспредела, как здесь, еще не было. Резину с расследованием наши сыщики будут тянуть целый год. За это время они муторно и неприлично многословно допросят несколько десятков людей. Почти в каждой главе будут повторять, кому еще надо дозвониться и кто отказался от встречи. Пригодится для развязки не более 1/8 всей накрученной информации. Сведений будет так много, что попытки разобраться в них волей-неволей бросаешь где-то на середине. Это долгий и бессмысленный поход, где ничего не происходит, почти как в первой половине последней книги о Гарри Поттере. Явная пена. Хотя и весьма приятно написанная.

Тогда что у нас со вторым китом - отношениями Страйка и Робин?
Та же резина, что с детективной составляющей. Почти тысячу страниц они отказываются говорить о чувствах и волынятся с утомительными переглядками. Созерцать эту бесконечность и гадать, где на этот раз они остановятся, в какой-то момент просто надоедает. И пусть их последняя сцена будет приятной, она слишком мала и запоздала, чтобы перебить общее впечатление нарочитой неспешности их личных путешествий к любви, танцев вокруг подспудно развивающихся чувств и набивших оскомину влияний прежних отношений.

А вот теперь, под занавес, разберемся с новой опорой книги - позицией автора.
Мне, честно говоря, плевать, кто и что там пишет в "Твиттере", пока это не начинает забивать сюжетную историю. И я не верю, что в "Дурной крови" есть, на что обижаться трансгендерам. Но я также отчетливо вижу, что у Роулинг какие-то проблемы с самопрезентацией по феминистским и гедерным вопросам.
Абсолютно все персонажи, которые тут отклоняются от своей гендерной роли, как минимум, неприятны.
Все условно "нормальные" выступают против абортов.
Современные активисты усилиями Страйка сведены к анекдотическому восприятию детишек-идиотов, ведущих заумные дискуссии и своими акциями только способствующих объективации женщин.
Робин всю дорогу позиционируется как жертва хищных мужчин, но примеры бытового шовинизма настолько клишированы (пошлые фотки, отсутствие лояльности к боссу-женщине), что начинаешь сомневаться, не издевка ли и это тоже?
Эта тема веет в воздухе всю книгу. Она машет флагами. Она довлеет над всем, но никак не разрешается.
Зачем вообще так много её поднимать, если решения не предлагаешь? Только затем, чтобы выставить идиотами всех неугодных?

В результате от книги остается неприятное послевкусие.
Бормочущая интонация и качественное владение словом вкупе с ме-е-е-едленно развивающейся интригой способны усыпить, вызвав ложное ощущение уюта посреди глобальных социальных потрясений.
Но этот сон разума порождает чудовищ.
950-страничное нечто почти без сюжета, чей автор выглядит уже не просто плохим детективщиком, но и подозрительно неприятной личностью.

– Независимость. Лидерство.
– Так-так.
– Чепуха. Вокруг этого дела и так туману напустили, не хватало еще приплетать сюда наши гороскопы.

Приятного вам шелеста страниц!

Комментарии


Спасибо за рецензию.
При виде её объёма, я как-то так и подумал, что нас ожидает продолжение истории со Смертельной белизной, где половина книги - вода.
По-моему, главный минус этих детективов, это их автор, который либо просто не умеет излагаться коротко и по существу, либо намеренно пытается завуалировать личностное отношение к тем или иным вопросом грудой пустого текста.
У меня создаётся ощущение, что Роулинг, будучи игнорируемая в соц-сетях, отыгрывается на своих читателях, подкупая их едва осязаемыми отношениями между гг.


Я пока прочитала только первую часть цикла, но даже там у меня сложилось такое впечатление. Смахивает на дешевые романы, написанные для хайпа. Сейчас ее книги покупают только из-за ее громкого имени. P.S.  сугубо мое личное мнение. 


А вы историю-то публикации знаете?
Вышла книга под псевдонимом и за несколько месяцев продалась всего тысяча экземпляров. Потом в какой-то момент юрист злодейски "проговорился" о том, что автор - Роулинг. Тиражи взлетели и с тех пор не падали.
Вся история, как по мне, дурно пахнет. А ведь еще долго махали потом флагом, что псевдоним взят, чтобы не создавать ожиданий и пробиться на рынок без былых заслуг. Не пробилась.


Ну естественно, что многих подкупило имя Роулинг, ибо, как детективы эти книги - такое. Хотя именно сейчас многие ведутся на отношения Робин со Страйком, которые и отношениями то, тяжело назвать. Не знаю, это, конечно, моё личное мнение, но если бы между ними были простые рабочие отношения, без всей этой Санта-Барбары, то книги бы от этого только выиграли. Было бы чем-то похоже на отношения Холли и Ходжеса в трилогии Мерседеса Стивена Кинга.


Тогда тем более ничего удивительного. После Вашего отзыва еще раз подумаю, тратить свое время на этот цикл или нет. А то все только вокруг и кричат, какая шикарная часть, намного лучше других, мда.


Мне вот первая книга как раз больше всего понравилась. Во-первых, это было что-то новенькое, во-вторых, расследование довольно незаурядное, без излишеств и с хорошо прописанными персонажами, а в третьих - отношения Робин со Страйком были просто милыми. Он весь такой, бывший вояка с хорошими навыками детектива, она куда более организованная, знает как подойти к клиентам и ей нравиться сама работа. Из этого действительно могло получиться нечто хорошее, однако увы и ах.


Самая незаурядная там разгадка

спойлер
(зачем убийце самому нанимать сыщиков, чтобы найти убийцу, себя самого?!)
свернуть

И именно это тогда насторожило сильнее всего остального. Хотя до завиральной истории

спойлер
с продажей виселиц
свернуть

в "Смертельной белизне" было еще далеко.


Заурядной, в том плане, что убийцу было легко вычислить, и не присутствовало много ответвлений от главной истории. Что же касается финала...

спойлер
...с точки зрения психологии, тут есть 2 причины:
1. Тщеславие
2. (о которой говориться в самой книге) Дополнительно доказать свою невиновность, в совокупности с навязчивыми мыслями, что тебя поймают. Ведь изначально Страйка наняли не потому, что он хороший детектив, а как раз наоборот. Он бы облажался, а убийца сказал бы, что сделал всё, что смог, чтобы поймать виновного.
свернуть

По мне, так вся эта мотивация попахивает бредом :)


отыгрывается на своих читателях, подкупая их едва осязаемыми отношениями между гг

Тогда это очень тонкая месть, знаете ли :)
Интересно, что вокруг все этой книгой просто очарованы - эта медитативная медлительность и тонны ни к чему не ведущей по сюжету писанины создают, кажется, ощущение безопасности и уюта. Народ там тонет и радуется этому. Эскапизм, что ли? Но ведь скучно...


По-моему, люди просто упиваются теми крупицами отношений гг, которыми их кормит автор. Не верю, что кто-то будет читать её ради детективного расследования. Мне признаться тоже нравятся их отношения, если не брать в расчёт 3 и 4 лица в виде "бывших". Когда в Белизне они долго не общались, а потом поехали вместе на то ранчо с конями и Робин прихватила пакет с печенками специально для Страйка - это было мило. Но чёрт, не читать же 900+ страниц текста ради 2 взглядов и одного оха! Есть куча подобной литературы с куда более быстрым развитием сюжета.


Ну, если даже вам "было мило", то всё объяснимо.
Тут взглядов поболе, чем 2, а еще забавные муки выбора подарков (изящно закругленные). Видимо, людям хватает :)


Хотя бы где-то пропаганда за нормальное, а не наоборот, как во многих современных западных дететвивах (к примеру, я на смогла дочитать Запах соли, крики птиц из-за пропаганды лгбт и миграции).


Вы книгу читали?
В чем там "пропаганда за нормальное", если не секрет? :)