Больше рецензий

PurpleMerlin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 января 2021 г. 09:01

246

2 Не верьте всему, что написано

В 1761-м году в маленьком городишке в Швейцарии рождается крошечная, размером с два сложенных вместе кулачка ее матери, девочка - Анна-Мария Гросхольц. Ей предстоит стать великой и известной нам под именем мадам Тюссо. А пока она - сирота, прислуживающая доктору Куртиусу, анатому.

Мои глаза загорелись, как только я узнала об этой книге. Я очень люблю истории, основанные на реальных событиях. Особенно если они рассказывают о жизнях людей, внесших неоценимый вклад в ту или иную область. Конечно, я не могла пройти мимо художественной биографии мадам Тюссо. Тем более в музее восковых фигур ее имени я была. Но мой энтузиазм был ошибкой, потому как распалил мои ожидания, которые, к сожалению, не оправдались.

Вопросы к автору начались с первых страниц. Нам описывают, как маленькая Мари помогает матери и всегда при деле: она приносила из леса поленья, мыла тарелки, стирала белье, резала овощи, подметала и т.д. Мать говорит ей:

Ты всегда старайся находить себе занятие [...] Всегда что-нибудь да найдется. А потом настанет день, отец вернется и увидит, какой ты хороший и полезный ребенок.

Отец потом, действительно, возвращается. В 1762-м. То есть Мари на тот момент 2 года. И она носит поленья, готовит и т.д. В 2 года. Я понимаю, что дети раньше взрослели намного быстрее, но не настолько же. Кроме того, исторически это неправда. Потому что реальный отец Мари Гросхольц умирает незадолго до ее рождения.

То есть сразу после начала чтения доверие к автору у меня пропало, и все, чем я занималась, это проверяла слова автора. Эдвард Кэри очень вольно обращается с фактами жизни мадам Тюссо. Он объясняет это так:

При том, что сюжет основан на реальных событиях и биографиях реальных людей, иногда эти люди (к примеру, Мари Гросхольц и Филипп Куртиус) оставили нам весьма туманные, порой недостоверные, истории, поэтому я чувствовал себя вправе заполнить кое-какие лакуны.

Правда в том, что автор не только заполняет пустоты, но и подправляет то, что известно, чтобы это соответствовало его замыслу. Многое в этой книге противоречит тому, что написано о жизни мадам Тюссо на официальном сайте ее музея. Например, мать Мари не умирает, когда та еще совсем маленькая, а доживает до того, как Мари минимум 30. Это ставит под сомнение реальность вдовы Пико. Кроме того, я находила информацию, что Мари сама вела всю бухгалтерию, выбирала лучший воск, заключала контракты и вообще была бизнес-леди уже в 20, а не серой мышкой-служанкой, какой нам ее представляют.

Если говорить о книге как о независимом художественном произведении, то для меня оно не представляет никакого интереса и удовольствия я не получила. Мари, описанная в романе, меня, по меньшей мере, раздражала. Такое ощущение, что единственная внятная мысль, вышедшая из ее рта, была, что ей не платят, а должны, и когда же ей все-таки заплатят. Очень покоробила фраза, сказанная в момент отстаивания Мари своих прав:

Я знаю свое место, и оно принадлежит мне по праву.

По какому праву, хочется спросить мне. В книге Мари - девочка-сиротка, которую по доброте душевной доктор оставляет у себя. Ей бы радоваться, что у нее крыша над головой есть, и уже хотя бы за это активно помогать вести быт. Или если ее это не устраивает, то идти искать лучшей жизни. Она этого не делает, потому что понимает, что никому не нужна, но права качать продолжает.

Герои не ожили у меня в голове. Я им не сопереживала. Атмосфера темного, грязного Парижа тоже не захватила меня. Вердикт такой, что мне очень жаль, что я провела половину новогодних каникул с этой книгой.