Больше рецензий

malika2903

Эксперт

Пират Книжного моря

3 января 2021 г. 14:11

611

4.5 Смерть, слава и пророчества

Итак, мы снова здесь. Как могу я устоять когда у Стивена Фрая вышла новая книга о древнегреческой мифологии? Особенно, если я жду ее с того момента, как закончила читать предыдущую.
На этот раз пересказу подвергнутся две эпические поэмы Гомера, Илиада и Одиссея . Но на самом деле, это история о Трое, о зарождении города и его падении. Начнется он задолго до того как первые основатели пребудут в место, которое позже назовут Илионом, пройдет через несколько поколений персонажей, кучу имен и событий, но каждое имя и событие важно для понимания судьбы города.
Буран географических и генеалогических сведений уже накрыл эти страницы, но – как всегда с греческими мифами – в этом гобелене есть несколько ключевых нитей, да простится мне смена метафоры, какие нужно подобрать в ярких тонах, иначе отчетливо не проступят сюжетные линии этой истории

За что мне нравятся пересказы Фрая, так это за то, что он не просто рассказывает миф со своей точки зрения, а добавляет немного исторического и культурного контекста, отчего миф становится яснее и понятнее. Эта книга получилась гораздо серьезнее, чем две предыдущие, и, благодаря первоисточнику, безжалостней. И пусть автор говорит, что читать предыдущие книги для понимания этой необязательно, почти через каждую страницу идет ссылка на миф из предыдущих книг, а запомнить всех действующих лиц и кому они приходятся родственниками почти невозможно.
Если в Песни Ахилла волей-неволей сочувствуешь Патроклу, а через него Ахиллу, то в этой книге я на стороне троянцев (всех, кроме Париса, конечно), потому что они не сделали ничего плохого. Особенно мне нравится образ Гектора, самого благородного и храброго из троянцев, которому пришлось воевать из-за глупой выходки брата. Кстати, Парис здесь совсем неприятный. Если где-то его еще пытаются показать пылким влюбленным, который ничего не мог поделать со своими чувствами, то по Фраю это просто эгоистичный хвастун.
В повествовании есть явная хронологическая ошибка. Я так и не решилась прочесть Гомера, поэтому не могу сказать, насколько это его вина. Яблоко раздора впервые появляется на свадьбе Фетиды и Пелея. Богини просят молодого Париса рассудить их. Парис похищает Елену и все греки отправляются на Трою. За это время Фетида семь раз успевает забеременеть, родить, и только седьмой сын, Ахилл, выживает, успевает вырасти и сам завести ребенка. Итак, либо после того как похитили Елену, все греки очень долго собирались на войну и достигли Трои лет через пятнадцать минимум, либо в деле замешаны путешествия во времени. Фрай сам замечает и не скрывает эту ошибку, но объясняет ее тем, что это все-таки миф, а не историческая хроника.

Два вывода, которые я сделала для себя во время чтения:
- Брак для греков пустой звук. Что Елена, которая сбегает замуж за Париса, когда она уже замужем за Менелаем (и если бы это не была именно Елена, это было бы вполне нормально). Что Парис, который уходит от жены с ребенком, и всё, не было этого брака. Ахилл, который женился (или нет) на Деидамии, и во время Троянской войны чуть дважды не женился. О браке Зевса можно и не упоминать. Неудивительно, какая богиня брака, такой и брак.
- Насколько фатальна жизнь каждого греческого героя. Тысячи пророчеств было изречено до, во время и после Троянской войны, и каждое из них сбылось, даже если его участники пытались изменить или избежать своего будущего.

И последний вопрос: будет ли продолжение? Есть еще столько историй, не рассказанных Стивеном Фраем, например, продолжение приключений Одиссея, дальнейшая судьба Энея или рассказ об Агамемноне и Оресте. Что ж, на все воля богов (и Стивена Фрая).

Прослушана аудиокнига в исполнении Алексея Багдасарова.

Комментарии


Вроде бы "Одиссею" автор тут не пересказывает...


Чуть-чуть от "Одиссеи" все же есть, потому что в "Илиаде" не было истории с троянским конем и итога войны