Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

2 января 2021 г. 16:54

958

4.5

Это первая книга Крапивина, из его «фантастической прозы», которую я прочитал в детстве. Я тогда даже и не знал, что эта книга — фантастика. И тем более, что она — всего лишь одна из крупного цикла. До этого я читал у этого автора только его «реалистичные» истории. Типа «Мальчика со шпагой», «Трое с площади Корронад», «Оруженосец Кашка». Я начинал читать эту историю, как что-то подобное. Ждал от нее реализма. А тут внезапно — «не наше время, не наш мир». Было в нем, конечно, что-то и от реальности, но по всем остальным показателям это была фантастика. Силовые поля, компьютеры, разумные кристаллы. И меня это в свое время очень сильно поразило. Нет, до этого, я, конечно, читал детскую фантастику. Но это были истории подобные «Сто лет тому вперед» или «Электроника». А в «Заставе» все было совершенно по-другому.

Вместо какого-то светлого будущего, где все довольны и счастливы — странный мир, где внезапно есть сироты. Есть беспризорники, которые, на удивление оказываются не белыми и пушистыми, а вполне себе хулиганами. И есть атмосфера горя и одиночества одного ребенка — Ёжики. На самом деле его зовут Матвеем. Но его мама прозвала его именно Ёжики и он привык к такому имени. А теперь, мальчик вынужден жить в приюте, который в принципе неплох, но это же не мама, да? Местный директор — Кантор, вполне симпатизирует главному герою, но Матиуш (еще одно имя героя) все равно ему не доверяет. Тоже себе новое для меня в детской фантастике — вроде бы наставник, но которому нельзя доверять. Без какой-то особой причины, просто потому что, герою он кажется… фальшивым. А то чувство, когда Ёжики просто ездит на поезде по Кольцу, чтобы просто слушать голос матери? Да меня до сих пор пробирает ощущение этого, какого-то космического одиночества героя. Но еще ведь есть и теория заговора, которую нарисовал Ёжики. В ней его мама жива, но её где-то прячут. Кто и почему это делает — неизвестно и Матиуш сам не знает, как подступиться к этой проблеме, но то, как все пытаются убедить его в обратном — лишь подстегивает его веру. Совершенно не тоже самое, как приключения Алисы с их дуалистичностью — вот это хорошие, а это плохие.

Вполне вероятно, что, тогда, в детстве, эта книга мне показалась крайне необычной и неординарной. Даже до какого-то дискомфорта доходило. Я не мог оторваться от чтения, мне было интересно, что произойдет с героем, раскроет ли он тайну станции «Якорное поле», вернется ли к маме. Вот только при этом я ощущал то, как громко и по всем швам трещит мой существующий читательский опыт, накопленный за годы чтения детских книг. Короче, книга произвела на меня очень сильное впечатление, но перечитывать я её не особо хотел. Было сложно. А уж тем более разочаровал меня её конец. В детстве эта двусмысленность меня крайне сильно запутывала. Что же произошло с героем? Куда он попал, где оказался? Мы же помним, что я тогда не особо знал про цикл и все связанные произведения. Про пограничников, про Юкки и так далее.

А теперь вот прочел. Да, я читал эту книгу всего второй раз в жизни. С разницей примерно в тридцать лет. И она до сих пор оставляет у меня сильное впечатление. Своей какой-то откровенностью и не знаю, можно ли так сказать, но реалистичностью. В переживания главного героя — действительно веришь. Хотя теперь, зная, как устроен цикл, ты хотя бы понимаешь, что происходит. Ты знаешь, где может быть его мама и часть какой-то интриги улетучивается. Но все равно — из всего цикла «Кристалла» эта книга для меня остается, пожалуй, самой мощной по воздействию на меня.