Больше рецензий

28 июля 2012 г. 00:38

225

5

Я дочитала последний рассказ из всей этой серии, и теперь чувствую, что могу написать общее впечатление.

В свое время я очень любила «Пуаро Агаты Кристи», который раза три транслировался по телевиденью. Большую роль в этом играла моя забывчивость, так что я каждый раз пребывала в неведении о личности убийцы. Когда я села читать все романы серии в хронологическом порядке, то у меня в голове уже нельзя было вытеснить образ Пуаро в роли Дэвида Суше, и я то и дело сравнивала Эркюля киношного и литературного. Выделились даже два фаворита: «Убийство в Восточном экспрессе» я больше люблю на экране, там Пуаро намного человечней, и в отличие от его литературного «двойника» - испытывает муки выбора и угрызения совести за умалчивание истины; «Карты на стол» - рассказ, пропитанный какой-то восточной патокой, дьявольским шармом, исходящим от Шайтаны. И конечно же заключительный рассказ «Занавес» спас положение, когда я уже стала скучать на последних книгах.

Вся прелесть хронологического чтения в том, что очень легко отследить любое изменение в характере героя. К тому же я читала по рассказу, а то и по два в день. Где-то на двадцатом рассказе с Пуаро произошли какие-то странные изменения: действия стали другими, его стиль расследования вводил в недоумение, и я все не могла избавиться от ощущения, что Эркюль Пуаро – человек-серые-клеточки, стал задавать какие-то «не те» вопросы. Возможно, стало сказываться время, ведь у любого автора со временем стиль подвергается изменениям. Хотя, после тридцатого рассказала, он толи пришел в норму, толи я уже «обтерлась» со сложившимся положением вещей, или надо бы сказать «слов».

До сих пор не знаю, одобряю ли я появление госпожи Ариадны Оливер в книгах. В принципе заменить уехавшего за рубеж Гастингса было надо, и любительница яблок хорошо вписалась в сюжет – два эксцентричных персонажа лучше одного. Слухи говорят, что Кристи написала Оливер с себя, и из-за этого читаешь рассказы и видишь, как автор и её стареющее детище идут рука об руку. Агате Кристи недостаточно было направлять сюжет вне книги, возможно, она хотела присутствовать не только между строк но и в них. И эти греческие имена: Эркюль (Геркулес) и Ариадна создают какую-то мифическую дымку в атмосфере рассказов.

Да, как у всех под конец сюжеты немного истощают себя, но нельзя не подивиться изобретательности Агаты Кристи – сколько раз и какими способами она убивала людей! А ведь кроме Пуаро есть еще другие её литературные детективы и множество рассказов. Воистину большая фантазия по части преступлений. Конечно, параллель с небезызвестным героем Дойла есть, она черным по белому прописывается в самих рассказах, несколько раз я даже ловила себя на мысли, что «такое вот точно было у Холмса и Ватсона», но Пуаро настолько уникален со своими «единственными во всей Англии» усами, что не хочется считать его за копию. Нет, он один такой в своем роде тщеславный бельгиец-детектив. И в этом его прелесть, позволяющая ему так долго жить и волновать умы читателей.