Больше рецензий

30 декабря 2020 г. 13:38

98

5 Данте цифровой эпохи

Это была задумка века: душа и компьютеры, наука и философия, фантастика и фэнтези. Вышло ли грандиозно? Процентов на 80% - да. Может быть даже на 85-90. Роман “Падение” - выдающийся, этого не отнять. Он прошел опасно близко к тому, чтобы стать колоссом на глиняных ногах, настолько роман тяжеловесный и местами неповоротливый. Но все-таки эта участь его миновала, и я окончательно прихожу к мысли, что Стивенсон - мрачный гений нашего времени. Интересно, что вопросами души, смысла и цели человеческого существования в наше время занялись именно фантасты. Но логично по-своему, что не доказано - то область фантастики.
Религиозных мотивов будет МНОГО, но это скорее дань уважения концепциям, чем поддержка или порицание. Вообще по атмосфере именно религиозная тематика здесь напоминает опенинг “Американских богов”, если кто-нибудь поймет, о чем я. А ангельское воинство соседствует с практически античным пантеоном. Отдельно радуют отсылки к “Властелину колец”. Я старый солдат, меня радует, когда Профессора кто-то воспринимает не поверхностно.
Вот вы все пишите этот отзыв, - скажете вы, - а о чем книга-то? Прелесть в том, что рассказать в двух словах об этом не выйдет. Да, главный герой погибает, попадает в виртуальное посмертие, а потом… Это новый взгляд на всю историю грехопадения - но не только. Это воссоздающий сам себя миф. Это о том, куда мы идем и откуда мы пришли. В конце концов, это о том, на что мы теоретически можем быть способны, “запустив” квантовый компьютер и о том, что такое этот ваш квантовый компьютер. Стивенсон любит технические отступления и его фантастика - просто некоторые допущения на базе реальной науки. Это - клад.
Так что я сам нахожусь в предвкушении момента, когда несколько моих друзей закончат чтение, и мы сможем обсудить, о чем эта книга. Потому что, как бы ни были избиты эти слова: “каждый увидит здесь что-то свое”. В этот раз красота действительно в глазах смотрящего. И это отдельное достоинство - создать достаточное количество слоев в повествовании, чтобы каждый из них при этом значил не меньше других, а вместе они создавали необходимую гармонию.