Больше рецензий

Eco99

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 декабря 2020 г. 04:09

4K

2.5 Жить в абсурде и получать удовольствие от него

Так предлагает жить автор. В этом есть смысл, с этого, думаю надо и начинать. Ругая и чертыхаясь, но вновь и вновь вкатывая ни кому не нужный камень на гору, мы не меняем ситуацию, а только втягиваемся в не нами установленные правила и портим себе жизнь и нервы.

Камю возложил абсурд ситуации на Богов. Сизиф смирился с условием «игры Богов» и стал, по мнению Камю, символизировать абсурд человеческих действий. Не буду углубляться в символизм смысла мифа, примем трактовку Камю.

Камю предлагает развить идею мифа, найдя выгоду в бессмысленном действии, «утереть нос Богам». В промежутках между абсурдом, также ритмично, как и бесполезный труд, наступают мгновенья несущие просветление для мозгов – момент спуска за камнем. Как Кириллов Достоевского из Бесов побеждает Богов путем самоубийства, так и Сизиф в трактовке Камю, может переиграть абсурд, через абсурд, осознав радость от своих действий.

«Счастье и абсурд – дети одной и той же матери-земли. Они неразлучны.»

Мы изгоняем Бога и выбираем вместо него абсурд. Теперь судьба в моих руках, думает Сизиф, отсюда и его радость.

Можно сразу обратить внимание, что размышления Кириллова Достоевского, похожи на философию экзистенциалистов. Но Камю не совсем согласен с самоубийством, как единственным решением торжества абсурда. Свою книгу он начинает с рассуждений о том, стоит ли жить. Предварительно выяснив, а есть ли в жизни смысл? Смысл жизни определяется её абсурдностью и лежит в сфере абсурда. Ответом на вызов абсурда может стать символ Сизифа. Сложно сказать, кого может вдохновить найденный ответ Камю. По крайней мере, он ставит свой ответ в ряд других философских и религиозных систем, отвечающих на этот вопрос. Поэтому сужу книгу в сравнении с этим рядом.

Как не уходил Камю в своих рассуждениях от самоубийства, но найденный им ответ мною оценивается как одна из форм шаткого логического самообмана, дающий иллюзию жизни и обедняющий её. Шаткость заложена в обрезании достижений человеческой мысли, определяющих существование жизни, как до рождения человека, так и после смерти, а также Разумности Вселенной. Основываясь на абсурде жизни, ответ на вопрос о смысле будет абсурдным. Тогда самоубийство Кириллова будет более ярким решением, чем существование жизнью Сизифа.

Противоположностью абсурда будет понятие того, что все в Мире разумно, логично и имеет смысл. Кажущаяся абсурдность или внесена человеком, или говорит о нашем недопонимании, нехватке знаний. Бесконечная и непостижимая гармония Мира несет куда более глубокую радость существования, чем умственная радость Сизифа, вечно тащащего свой камень на гору.