Больше рецензий

28 декабря 2020 г. 16:14

281

Жанр биографии – один из наиболее популярных, но и наиболее консервативных. Тут сама фактура жизненного пути не ведает исключений, не преподносит внезапных новшеств: родился, выучился, влюбился, проявил себя каким-то образом, преставился. В особенности характерно это для биографии знаменитости, эдакого «замечательного человека», которому просто необходимо выполнить свое предназначение. Он или она обязательно отличается от других, и на каждой странице биограф либо жмурится от будущего величия своего персонажа, либо сдержанно поливает его грязью, чтобы книжка лучше продавалась. Другой вопрос, конечно, как преподать это жизнеописание – нарезать жизнь на кусочки и старательно перемешать их, снабдить труд таким множеством собственных измышлений, что главное действующее лицо потеряется уже в самом начале, рьяно компилировать цитаты и потом подавать как дешевый салат под майонезом и т.д.

Британский историк Люси Уорсли подошла к биографии Джейн Остин просто и конкретно, задавшись целью рассказать о бытовой составляющей жизни ее героини, использовать мотив «поиска своего дома» из романов писательницы как призму, через которую можно скурпулезно изложить очень стройную и фактически достоверную драму. Для этой драмы не понадобились ни беллетристические ухитрения типа «что она могла бы подумать», ни наивные реконструкции каких-либо ключевых событий, ни обязательные нравоучительные уроки, которыми так любят нас баловать автобиографии ныне живущих самолюбцев. Одновременно эта книга не является и подборкой размышлений о творчестве писательницы, мы мало узнаем тут о литературном контексте, стилях, связях и направлениях, но об этом написано уже достаточно вполне серьезных томов. Правда, это не значит, что мы не найдем тут никаких наблюдений о романах Остин. Найдем и не одно. И возможно самым существенным из них будет открытие бытовой жизни и ее будто бы незначительных, невидимых проявлений как важного склада материала, который поможет прояснить те важные моменты биографии и творческого мышления, о которых в силу обстоятельств не так много прямых свидетельств.

И здесь пригодилось все. Найденная на месте снесенного дома детства Остин подставка для яиц, ее ящик для письменных принадлежностей, список доходов и расходов очень небогатой сельской леди, тетрадь с домашними рецептами, в том числе и чернил, возможные темы для светской беседы на курорте в Бате или планировка танцевальной залы в захудалом сельском поместье – все это не просто курьезные или скучные факты для воссоздания «местного колорита», а серьезные свидетельства, которые открывают новые смыслы и в романах Остин, и в ее жизни. И, отходя от по-голливудски гламурных историй о первой влюбленности и щебетающих о чувстве и чувствительности британских Татьян Лариных, мы начинаем видеть куда более суровую картину неприглядной судьбы старой девы, неимущей приживалки без права собственности, проживающей исключительно благодаря филантропии куда более удачливых родственников. Отсюда и важный лейтмотив биографии Уорсли – меча о потерянном доме, о постоянном пристанище, где можно не зависеть от милостей родни, а спокойно заниматься любимым делом. Джейн Остин очень часто упрекали в аполитичности, незаинтересованности большими событиями, отсутствием категорично выраженной точки зрения, другими словами, всем тем, что уже смогли, правда, сперва под псевдонимами, проговорить сестры Бронте. Но у Остин все это есть, просто это все скрыто в деталях, спрятано в незатейливых светских сплетнях, но очень редко сказано напрямую.

«В гостях у Джейн Остин» изначально можно было бы отнести к разряду книг, где контекст – дома, интерьеры, мебель, посуда, еда и питье – затмевают главную героиню, тем более, что никакого развернутого психологического портрета автор биографии не дает. И, тем не менее, оказываясь в гостях, мы получаем ключ, который позволяет прочитать по-новому и произведения самой Остин, и женскую историю конца 18 – начала 19 века. К счастью, это не универсальный ключ, который так часто выносится в подзаголовок сенсационных популярных книжек, а просто способность подмечать говорящие детали. И для биографии это достижение.