Больше рецензий

28 декабря 2020 г. 01:28

1K

5 Искусство как... искусство

Как профессионалка из сферы современного искусства я однозначно буду советовать "Искусство смотреть" своим друзьям и знакомым для первого ознакомления с Terra Incognita совриска.

Без арт-слэнга и тяжеловесных философских концепций Оссиан Уорд говорит о современном искусстве на должном уровне – что редкость для нашего интеллектуализированного мира. В духе книг-мотиваторов с уникальными методами Уорд также обнаруживает свой простой метод всматривания и постепенного понимания искусства – TABULA, заимствуя идею у своего земляка философа Локка. Только чувственный опыт может дать знание о предмете, поэтому к произведению искусства необходимо подходить, сбросив с себя оковы всех предыдущих знаний и опытов.

Что нужно, чтобы понять работу нового тысячелетия? Прежде всего, необходимо Время (Time) для её изучения. Потом можно обратиться к личным Ассоциациям, затем, если позволяет контекст или этикетаж выставки, взглянуть на Бэкграунд художника. Наконец-таки мы приходим к Пониманию (Understanding) работы. Если нет – внимательнее Cмотрим (Look) и, наконец, Анализируем, вырабатывая своё отношение к работе.

Этим методом Уорд препарирует работы современных художников, которые то и дело возникают в различных разделах книги. Автор очень понятно отсылает к чувственному опыту, сравнивая работы с развлечением, конфронтацией, событием, посланием, шуткой, зрелищностью и медитацией. Очень простая классификация, свободна от "-измов" и концепций, к которой хочется обращаться снова и снова.

Во время прочтения я параллельно рылась в своих архивах и отыскивала работы, на которые я смотрела не только как профессионалка, но и как зрительница, пытаясь вспомнить и уловить похожие чувства. И вот что у меня вышло.

Искусство как развлечение
Ауа Ben Ron Field Hospital
Israel Pavillion, 58 Venice Biennale
Израильский павильон превратился в госпиталь с талончиками и бахилами, приветливым персоналом и больничными койками. Все в детстве играли в доктора, поэтому приглашение к такого рода терапии действительно очень увлекает. Однако контекст инсталляции намного глубже: проектируя безопасное пространство заботы о пациенте, художница обращает внимание зрителя на свои меланхоличные видеоарты о семейном абьюзе.

Искусство как конфронтация
Выставка Эдмунда Кларка The Day the Music Died
ICP, New York
Британский фотограф Эдмунд Кларк исследует тему войны в Ираке и её последствия. В частности художник обращается к вопросу об американских спецслужбах и их обращении с заключенными в Гуантанамо. В начале выставки – инсталляция с плейлистом кантри-песен, под которые пытают заключенных, а также цензуированные фото и письма. Искусство, которое давит, которое вынуждает испытывать дрожь.

Искусство как событие
Anne Imhof Faust
German Pavillion, 58 Venice Biennale
Четырехчасовой перфоманс под пронзительную музыку, неистовство движений и конфронтаций перформеров, музыкальные произведения, драки, объятия, вода, огонь, воздух – это надо просто видеть.

Искусство как послание
Kahlil Joseph Blknws
Пародируя новостные американские каналы Fox и CNN, Калил Джозеф (который, кстати, снимал Lemonade Бейонсе), создает свой импровизированный канал, в котором затрагивает действительно актуальные темы.

Искусство как шутка
Nathaniel Mellors, Erkka Nissinen The Aalto Natives
Alvar Aalto Pavilion, 57 Venice Biennale
Уморительная видео-инсталляция с главными героями, яйцом и коробкой, развратными матершинниками, которые высмеивают стереотипы и клише о финнах. Мифологичная, антропологическая и исследовательская работа, где всё перевернуто вверх дном.

Искусство как зрелище
DIA art, Beacon, NY
Если хочется увидеть действительно зрелищное и обволакивающее с ног до головы искусство, то оно в DIA –пристанище американских минималистов и постминималистов в двух часах езды от Нью-Йорка. Чего стоит один зал со стальными работами Ричарда Серра...

Искусство как медитация
Зал американских абстрактных экспрессионистов в Метрополитене
Место, где мне посчастливилось быть совершенно одной среди громадин живописи цветового поля... Словила непередаваемое чувство наполненности, вдумчивости и умиротворения.

Книгу прочитала на одном дыхании, очень подробно конспектируя и откладывая новые имена художников для подробного изучения.