Больше рецензий

anna_angerona

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 декабря 2020 г. 02:09

81

4

Давно прочитанные книги не пробуждали во мне настолько противоречивые чувства. Это, прежде всего, означает, что произведение не плоское и не трафаретное, а потому просто не может вызвать какое-то однозначное, однобокое, узкое восприятие. И оно не из тех, которые оставляют читателя безучастным и равнодушным. Но обо всём по порядку.

Для начала хотелось бы отметить приятный, хорошо ложащийся на внутренний читательский «слух» язык повествования. В этом смысле его даже можно назвать мелодичным. А в моменты описания внутренних треволнений героев он становится ещё и надрывным и драматичным. Он не изобилует какими-то стилистическими изысками, но в этом и заключается, по-моему, его особенная прелесть и некий шарм. Помимо эстетической, он выполняет ещё и очень важную практическую функцию: передаёт дух советской эпохи. Значимость этой функции особенно ощущается в диалогах: герои должны говорить так, как говорили реальные люди, жившие в последней четверти прошлого века, иначе они сразу же утратят реалистичность и лишатся доверия читателя. И благодаря стараниям автора они говорят именно так. Правда, иногда в их речь всё-таки просачиваются современные сленговые слова, но, думаю, эти шероховатости вполне можно устранить при финальной редактуре. Ещё одну особенность языка повествования я отмечу чуть позже, когда более подробно остановлюсь на персонажах.

В жанровом плане роман тоже весьма неоднозначен. Поначалу кажется, что это реализм. Далее в нём проступают черты любовного романа. А потом уже начинаешь сомневаться в своих первых предположениях, потому что любовь отходит на второй план, уступая место политическим перипетиям, то есть роман уже, скорее, похож на политический триллер. Это можно, с одной стороны, расценить как преимущество: значит, книга, скорее всего, заинтересует любителей разных жанровых направлений. С другой стороны, поклонники любовных романов, например, могут разочароваться в тот момент, когда акцент в книге резко сместится с истории любви на межгосударственные интриги.

Персонажам хочется уделить особое внимание в этом отзыве. Именно они и стали «виновниками» того, что меня во время чтения бросало из одной крайности в другую: от сочувствия к недоумению и обратно. Попробую это пояснить. Когда главные герои, Вера и Саша, молоды, им можно простить многое. В том числе непоследовательность, наивность, легкомысленность. А также – некоторую нелогичность их поступков. То они любят друг друга, то ненавидят, то отдаляются, то снова сближаются. Всё это вполне может быть и часто так и есть в реальной жизни. Но по мере развития событий и по прошествии лет людям свойственно меняться – они просто не могут оставаться неизменными. Такова природа человеческой натуры. Однако Вера какой была в самом начале, такой и остаётся на протяжении всего романа: капризной, истеричной, взбалмошной, избалованной девочкой. Ни переезд за границу, ни рождение дочери, ни знакомство с антагонистом Филчером, ни дальнейшие события почти никак не влияют на неё, то есть не вразумляют её, будто совершенно не прибавляют ей опыта: разве что несколько усиливают и гиперболизируют те её не самые привлекательные черты, которые ей и так были свойственны изначально. Поэтому так сложно сочувствовать Вере даже в те моменты, на которых автор явно акцентирует внимание читателя: что вот, мол, здесь положено сопереживать герою. Но нет, у меня не получалось. Только трагедия, случающаяся в финале, становится некоей отрезвляющей пощёчиной для Веры, но и тогда мне казалось, что передо мной – всё та же девочка, которая мало что поняла.

Другое дело – Саша. Он показался мне гораздо более живым и динамичным персонажем в плане эмоционального развития. Все его внутренние метания, вызванные сложностью выбора между долгом и любовью, который ему необходимо сделать, очень явственно ощущаются. Как и этапы взросления этого героя. Каждое событие, происходящее в их жизни с Верой, отзывается в нём определённым образом, и это выражается в значительных переменах в его поведении. И в любви, и в службе Саша выглядит очень реалистично. Вера же мне виделась всегда одинаковой, как и второстепенные персонажи, большинство из которых выполняют в романе какую-то одну определённую функцию. Однако среди них я бы всё-таки отметила Филчера как особенную удачу автора – антагонист и вправду получился интересным и харАктерным.

Некоторое недоверие к главным и второстепенным героям возникает в том числе и в те моменты, когда они объясняются друг другу в любви или ссорятся – почему-то именно тогда их реплики приобретают налёт театральности и пафоса. Когда они ведут беседы на самые обычные, бытовые темы, речь их снова становится простой, понятной, живой – в общем, человеческой.

События в романе развиваются не слишком торопливо, но и не медленно – темп подобран так, чтобы читатель не успевал заскучать. Самая напряжённая часть – последняя треть романа, когда героям приходится пережить самые тяжёлые испытания; сцены жестокости описаны мастерски, поэтому невольно ощущаешь внутреннюю дрожь во время их прочтения, – порой с трудом верилось, что они написаны женской рукой. Кажется, что после них, уже в следующей книге серии, обязательно должно произойти то, что наконец-то изменит Веру, её взгляд на жизнь, мировосприятие, самоощущение, закалит её характер. В этом я убеждена. В это хочется верить.

Роман однозначно стоит прочтения – спасибо Анне за такой интересный, ценный читательский опыт!

Комментарии


Большое спасибо за рецензию! Рада, что книга не оставила вас равнодушной)

Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее