Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 декабря 2020 г. 12:25

866

4 Стрелять так стрелять

Эта пьеса является этакой грандиозной обманкой на нескольких уровнях. Во-первых, здесь не будет ничего про уток, они появятся только в последней реплике главной героини, да и то речь в ней будет не о настоящих утках, а о газетных. Во-вторых, всё действие будет крутиться вокруг не то убийства, не то самоубийства, но ни того, ни другого на самом деле не произойдет. В-третьих, один из героев, как раз тот самый, кого убили, или он убился сам, носит фамилию Вагнер, но к знаменитому композитору он не имеет никакого отношения. И, наконец, в четвертых, самое главное - автор пьесы тоже фикция, на самом деле нет никакого Грега Гамильтона.

Зато есть... Валерий Григорьевич Мигицко! Вот ведь неожиданность! И что самое интересное, сей автор состоит в гильдии драматургов США, это с одной стороны, а с другой - Грег Гамильтон пишет свои пьесы на родном ему русском языке. Что поделать, наследие великой культуры не отпускает, и пусть человек живет в англоязычной среде, но выразить наиболее полно и ясно свои мысли в состоянии только на языке великого Чехова.

Однако, язык Чехова - это не только русский язык, но и язык подавляющей части современной драматургии, ведь большинство нынешних "творцов пьес" работают в векторе, заданном нашим великим драматургом. И среди них немало англоязычных авторов. Вот, даже среди тех, с кем я познакомился совсем недавно - Пристли и Уильямс - влияние Чехова очень ощущается, а еще мне говорили то же самое про Олби и Беккетта...

Так что Мигицко-Гамильтон - русский американец или американский русак, как будет угодно, по определению не мог избежать помянутого выше влияния. Представляемая пьеса абсурдна, определяющее сюжет событие нелогично и неочевидно, но оно и не должно быть таким, потому что главное здесь не события, а отношения между действующими лицами.

Современные западные исследователи творчества Чехова считают его родоначальником театра абсурда, поскольку главная цель автора - выражение абсурдности бытия, а достигает её он за счёт новаторского технического приёма - замена действия разговорами, конфликт из реальности изображаемого мира переселяется в монологи и диалоги героев, создавая экзистенциональное звучание иллюзорности бытия. Объективного нет ничего в этом мире, есть только воображаемая действительность и самообман.

Последнее слово кажется мне ключевым, потому что, может мне так повезло, но практически все западные пьесы, которые мне попадались, именно об этом - о поисках истины, о конфликтах с всеобщей лживостью, о преодолении, или наоборот, о всепоглощении самообманом. Об этом же и западно-родная пьеса поддельного Гамильтона.

История рождения газетной утки и её "взлёта" затрагивает более глубокую тему - диктат социума, навязывание индивиду определенной социальной роли, беспощадное давление со всех возможных направлений, загоняющее человека в предписанную ему роль. И в этом контексте абсурдность происходящего только ярче и контрастнее выделяет суть проблемы.

Абсурдное начало, по сути - единственное событие в пьесе - господин Вагнер без явных видимых причин умудряется застрелиться, не застрелившись как следует, зарождает цепочку диалогов, в которых расцветает предлагаемая автором проблема. Смерть Вагнера оказалась для многих желанной, начиная от мужа главной героини и заканчивая женой жертвы, включая также соседей, представителей прессы и бомонда. И тогда виновницей произошедшего была объявлена Регина Беркли, любовница Вагнера, которая даже не помышляла о чем-то подобном. Но социум был неумолим...

Вся пьеса - диалоги Регины с заинтересованными в смерти Вагнера лицами. Это совершенно чеховские диалоги, в которых стороны только делают вид, что общаются, на самом деле никто никого не слышит, все пребывают в своей версии происходящего. Не забывайте, что мы имеем дело с абсурдистским произведением, поэтому Регина объявляется не преступницей, а героиней, но это тоже штрих к лживости социума, в котором любой поступок может быть истолкован двояко в зависимости от выгоды заинтересованных лиц, те самые двойные стандарты, о которых сейчас так много говорят.

Главная проблема вырисовывается во втором действии - в пьесе их всего два - когда выясняется. что Вагнер жив. Позвольте, говорит общественное мнение, - "умерла, так умерла!" И вот здесь начинается жуткое давление на Регину, которая ставится перед необходимостью совершить в реальности то, что раньше ей только предписывали. В этом деле снова участвуют все слои социума, в том числе и родная мама Регины, которая видит дочь в ореоле романтической героини - даже мама хочет этого! Чего этого? Чтобы Регина застрелила всем ненавистного Вагнера!

Регина боролась сколько могла, но её никто не слышал, и она поняла, что совершенно выпадает из этого общества, что единственный способ как-то зацепиться за реальность и остаться в ней, это пойти на поводу у выдумки и воплотить её в жизнь. Утка обрела контур, обросла перьями и взмыла наконец-то ввысь...

1259

Рецензия написана в рамках «"Утиных" историй-дуэлей» с Ludmila888 (рецензия).

Комментарии


Спасибо за рецензию, Сергей!
Об авторе пьесы Гамильтоне я не знала ничего. Интересно. Ну, а Чехов всегда кстати, конечно! ) Ведь именно он считается ответственным за возникновение мировой драмы ХХ века. И все выдающиеся американские драматурги так или иначе испытали влияние Чехова.

Смерть Вагнера оказалась для многих желанной, начиная от мужа главной героини и заканчивая женой жертвы, включая также соседей, представителей прессы и бомонда

Ой, а особенно повеселил меня Светоч Тибета, покровитель всех, кто утратил надежду, князь Баббах Килиманджаро, который периодически приходил, чтобы указывать Путь. Это было очень смешно читать. )

Регина боролась сколько могла, но её никто не слышал, и она поняла, что совершенно выпадает из этого общества, что единственный способ как-то зацепиться за реальность и остаться в ней, это пойти на поводу у выдумки и воплотить её в жизнь.

Но на самом-то деле Регина как раз в прямом смысле выпадет из общества, если воплотит выдумку в жизнь. Ведь она тогда окажется в тюрьме. Не говоря уже о муках совести в случае убийства. Хочется верить, что героиня в последний момент остановится и не возьмёт на свою душу такой грех.


Спасибо за обстоятельный отзыв )
Баббах на меня тоже произвел впечатление )
По поводу "на самом деле", думаю, что на самом деле в пьесе всё гармонично - абсурдность ситуации уравновешена абсурдностью внутренних миров действующих лиц. Регина, впрочем, как и остальные, это не реальный человек, а маска. Она не переживала что изменяет мужу, не переживала, когда на её глазах застрелился любовник, ей было интересно "смогла бы я застрелиться из-за кого-нибудь?" В её образ не заложена рефлексия, это не требуется для задач пьесы. Поэтому она не будет страдать от мук совести и не передумает. Какой грех? Формат религии здесь отсутствует, а если и поминается, то в гротескном виде - тот же Баббах, который её благославил )
И как абсурдно в первом случае самоубийство было принято всеми за убийство, так, следуя логике того же абсурда, настоящее убийство леко сойдет за самоубийство.


Спасибо за обстоятельный ответ!

Какой грех? Формат религии здесь отсутствует

Ой, ну, можно заменить слово "грех" на "тяжесть", например.

И так как финал пьесы оставлен автором открытым, то могут быть разные варианты развязки. Поэтому мне кажется, что нельзя быть абсолютно уверенными в каком-то единственно возможном исходе.


Я бы не сказал, что финал открыт, он просто не перегружен - красиво получилось. Но достаточно перечитать последние реплики Регины, чтобы понять, что у неё нет и тени сомнений. Да и "другие варианты" нивелируют смысл пьесы.


На мой взгляд, финал пьесы всё же открыт. А тень сомнений может появиться, когда Регина посмотрит в глаза человеку, в которого собирается стрелять.


Это уже из другой пьесы :)
На мой взгляд он все же не открыт )


Я от финала в полном восторге, в нём "смак" всей пьесы! И тоже склоняюсь к мнению, что финал закрыт полностью, чётко и ясно!:) Иначе смысла не было бы в самом названии пьесы...


Какая же ты кровожадная! ))) А мне вот хочется оставить малюсенький шанс на жизнь несчастному миллионеру и шанс на человечность его любовнице. А утки на юг улетят в любом случае. Если не газетные, то, как минимум, самые обыкновенные кряквы. )


Поверь, я ни капельки не кровожадная!:) В восторге - в смысле художественного исполнения драмы и фарса, они прекрасно чередуются в пьесе, а как чудесно обыгран абсурд, ну всё по моему вкусу!))


Да верю, конечно! Верю, Оксанчик! Я же пошутила! )


А я знаю!!!))) Вот так и финал пьесы нешуточно шутит!))) Очень рада всем нашим мнениям!!!


Потрясающая у вас дуэль, "дуло в дуло" - у меня адреналин зашкаливает!:)
Очень познавательная рецензия, много почерпнула из неё, и выводы интересные!!!


Очень рад )
Утки потянулись за парой уставших уже от поэтической пахоты гусей )


Очень умный вид у гуся )))


А как же иначе, какой поп, таков и приход!!!:))


На католическое Рождество гуси прикинулись утками, чтобы избежать кончины. :)
Интересно, Сергей, спасибо. Я люблю абсурд (это не про рецензию, а про повод к ней)

Рад, что ты вернулся )
Как выяснилось, я тоже к нему - абсурду - не равнодушен )