Больше рецензий

Ms_Luck

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 декабря 2020 г. 10:52

982

3 Слишком много религии и поиска глубинного смысла человеческих чувств

У К.С. Льюиса читала только "Хроники Нарнии", в которых есть, но не сильно режет глаза, религиозный подтекст. В принципе не знакома с идеологией автора, отношусь к его творчеству положительно. Писатель в своих рассуждениях о жизни, любви, поведении людей проявляет себя как гуманист, христианин и философ.

Христианин согласится, что наше духовное здоровье прямо пропорционально нашей любви к Богу; а эта любовь по самой своей природе состоит целиком или почти целиком из любви-нужды. Понять это нетрудно, когда мы просим простить наши грехи или поддержать нас в испытаниях.

Нейтральна к его мнению, но текст сильно пестрит религиозным посылом. Местами автор в своих рассуждениях заходит в какие-то глубины, о которых даже не думаешь.

Образ этот хорош тем, что сразу вводит нас в центр парадокса. Дети любят мать любовью-нуждой, но и материнская любовь – нужда, мать в ней нуждается. Если она не родит, она умрет, если не покормит – заболеет. Ее любовь – нужда, но нуждается она в том, чтобы в ней нуждались. К этому мы еще вернемся.

На каждую мысль автора наваливается ком других идей. Это запутывает, поскольку забываешь о чём изначально говорил писатель, куда ведёт. Например, в главе про дружбу вы найдёте что-то вроде этого:

Толпа никогда не бывает совершенно права, не бывает она и совершенно не права. Совсем неверно, что люди вступают в дружбу только спеси ради. Но спесь действительно угрожает всякой дружбе. Самая духовная любовь подвержена духовной опасности. Если хотите, дружба уподобляет нас ангелам; но для того, чтобы вкушать ангельский хлеб, человеку нужен тройной покров смирения.

Есть предложения, которые можно просто выкинуть. Зачем уточнять то, чего не будет в труде, будто мы не можем прочесть и убедиться сами? От этого возникает впечатление, что текст искусственно растянут.

Очертим поле действия. Мы не будем вдаваться здесь в тонкости международного права. Когда патриотизм становится бесом, он, естественно, плодит и множит зло.

Автор заостряет внимание на том, о чём, по его мнению, должны задуматься люди, поднимает темы милосердия, привязанности, дружбы, влюбленности, проблемы добра и зла. А ещё вводит категорию любви к тому "что ниже человека". В тексте очень много того, что нужно принимать на веру как в каком-то богословском учебнике.

Природа не учит. Истинная философия может иногда использовать то, что дала природа; но урока философии природа не даст. Природа не подтвердит никаких философских выкладок; она поможет понять и показать, что они значат.И не случайно. Красота тварного мира естественно дает нам, отражая, красоту нетварного.

Язык плавный, но будто поучающий. В те времена, когда издавались книги К.С. Льюиса, это творение было более актуально. Уж не говоря о том, сколько раз автор обращается к идеям Священного Писания.

Когда я говорю «облекать», я совсем не имею в виду метафоры и тому подобное. Дело в другом: многие, в том числе и я, не учились у природы богословию. Природа не учила меня тому, что есть Всемогущий Бог и Слава Божья. Я поверил в это иначе. Но природа показала мне, что такое «слава», и я не знаю до сих пор, где бы еще я мог это увидеть. Я представлял бы себе «страх Божий» очень грубо и просто, если бы не испытал истинного страха в горах или в лесу.

Впечатления после прочтения двоякие. Книга написана красивым грамотным языком, но большая часть текста у меня вызывала лишь недоумение. В работе есть рациональное зерно, местами много психологии, умных мыслей. Но для автора вера стоит в основе всего в жизни. И естественно, истинная чистая любовь для него только одна. В чём мы с ним однозначно расходимся. Но, если вы не любите философию или не особо религиозны, лучше не стоит. Думаю, что по приведённым в рецензии цитатам вы сможете понять, нужно ли оно вам. Книга короткая, читается быстро. Содержание зацепит глубоко верующих людей. Если вас не смущает дидактизм, и вы хотите узнать больше о взглядах писателя, почитать можно.

Мечта о том, что цель наша — рай земной любви, заведомо неверна; или же неверна вся христианская жизнь. Мы созданы для Бога. Те, кого мы любим в этой жизни, потому и пробудили в нас любовь, что мы увидели в них отблеск Его красоты, доброты и мудрости. Я говорю не о том, что нам предстоит отвернуться от близких и обратить взор к незнакомцу. Когда мы увидим Бога, мы узнаем Его и поймем, что Он присутствовал во, всех проявлениях чистой любви. Все, что было истинного в наших земных связях, принадлежало Ему больше, чем нам, а нам — лишь в той мере, в какой принадлежало Ему. На небе нам не захочется и не понадобится покидать тех, кого мы любим. Мы обретем их всех в Нем и, любя Его, полюбим их больше, чем теперь.