Больше рецензий

22 декабря 2020 г. 18:42

688

5 Мышонок против газонокосилки.

В конце прошлого века режиссёр Бретт Леонард снял фильм "Газонокосильщик", с похожим сюжетным ходом: на умственно отсталом газонокосильщике Джобе профессор Анджело пробует стимулирующие мозг препараты.
И вот, одна идея сюжета дают у "Цветов для Элджернона" и "Газонокосильщика" совершенно противоположный результат.
Газонокосильщик становится злым гением, с которым и борется его создатель, ставший его антагонистом (как говорил Тарас Бульба , "я тебя породил, я тебя и убью")
В фильме запомнилось как учёный как-то упомянул Бога и газонокосильщик, устало так от тупости собеседника провозгласил, как положено сверхчеловеку, "Бог умер!" (режиссёр для эффектости поместил его на второй этаж у баллюстрады - вероятно для сходства с речами вождей). И помню его мечту: дозвониться до всех людей. Эта мечта похожа одновременно и на мечту аутиста и на мечту будущего покорителя мира. И кончается фильм соответствующе: Джоб переселяется в виртуальную реальность но Анджело удается запереть его в университетском суперкомпьютере и взорвать. Но финал открыт (возможно Джобу удалось ускользнуть во всемирную сеть), так как в последнем кадре фильма везде начинают звонить телефоны.
Герой "Цветов для Элджернона", Чарли, напротив, став умным, хочет сделать что-то хорошее - и медсестре Кинниан, и доктору Штраусу и другому персоналу. И когда эксперимент стимулирования мозга не удаётся и начинается ремиссия, он, в последние дни своего здравого ума и твёрдой памяти, жалеет о том что не успел сделать и что уже теперь не сделает.
И вот почему? В чём разница? Ведь оба героя начинали с одного и того же: оба сироты, умственно отсталые и занятые на скучной работе недалеко от научного учреждения(Чарли работает на фабрике коробок, если не ошибаюсь). Но вот один, став сверхчеловеком, борется со своими "создателями" и жестоко мстит тем кто смеялся над его неполноценностью, а другой прощает их и занят тем чтобы помочь - и учёным и таким каким был он.

Почему эти два сверхчеловека такие разные? Теория хаоса утверждает что в точках бифуркации всё будущее может зависеть от мельчайших деталей. Но когда эта критическая точка пройдена, уже никакими силами ничего не изменишь, будущее уже выбрано и непоправимо как история с известным финалом , как чтение дневников погибших людей.
И вот, в момент перехода на новый уровень, всё зависело от деталей: от того что Чарли сочувствовала медсестра, от того что у Чарли был мышонок Элджернон, который проходил тесты на сообразительность вместе с ним. А у его "двойника" Джоба была лишь газонокосилка. В критический момент перехода всё может зависить от мышонка о котором можно заботиться.
И вот точно также, при превращении человека в сверхчеловека (или в мыслящую материю или в цивилизацию-лишайник) с помощью био- и кибер-технологий всё может зависеть от мелких деталей которые не дают заснуть сострадающей душе. Судьба человечества - станет ли оно (уже в этом веке) подобным Богу или подобным Дьяволу - может зависеть от какого-то мышонка о котором можно заботиться.

рецензия на сайте автора