Больше рецензий

Arielliasa

Эксперт

а кому не плевать

22 декабря 2020 г. 16:10

2K

5 Комплекс бога.

Чем глубже бездна отчаяния, в которую погружается человек, тем яростнее вопль его души, жаждущей счастья.


o-o.jpeg Не уверена, что смогу подобрать правильные слова для описания впечатлений, но очень хотелось бы. Пугающе прекрасная история о далеко не положительном герое и людях, которым пришлось познакомиться с ним по чистой случайности. Не существовало никакой возможности, чтобы я не влюбилась в написанное: в тяжёлую атмосферу, в неправильные поступки героев, в ощущение затягивающейся на шее петле, потому что невозможно читать и не понимать, что же поджидает в финале. И конечно же в красивый язык писателя (или в отличный перевод, что тоже непомерно радует). Для небольшого "олицетворения" красочности — если бы и существовали в реальности те самые "пышные" сказки, от которых люди бы восторженно пищали и падали в обмороки, звучали они как раз в таком стиле.

Сюжет.
Двадцатипятилетний офицер Антон Гофмиллер попадает по знакомству в дом богатого торговца, которого считает аристократом. По собственной неосведомлённости он приглашает дочь хозяина на танец, но та впадает в истерику и испугавшись, герой уносит ноги, постоянно беспокоясь, что это его решение принесёт лишь одни беды. Его оплошность в том, что ему никто не сказал, что молодая девушка хромая. Его трагедия в том, что он никому не сказал, что связываться с ним себе дороже.

Возвращаемся к пунктам. Во-первых, никогда не путайте жалость с сочувствием. Это бывает невероятно трудно и герой с этим всё же справился, но уж слишком поздно, чтобы можно было "соскочить" с мчащегося в пропасть поезда и сделать вид, что ничего не поменялось. И сейчас я бы могла сказать, что Антон ужасный человек и мне тошно от него, только не буду, потому что всё далеко не так. Во вторых, никогда не путайте сочувствие с влюблённостью. В случае с героем это чуть натянуто, но был там один миг, когда он действительно в это поверил. В-третьих, не лезьте в чужие беды и не придётся страдать, портя жизнь не только себе, но и всем окружающим. Вот с этим всё точно обстоит ужасно, но даже это не помешало мне проникнуться героем.

Герой не просто какой-то парнишка, заигравшийся в бога, он идеальный пример того, какие на самом деле люди. Не желая никому зла, защищая себя любимого, он выбрал путь мученика, спасающего несчастную хромую девочку, не ведающую любви. Выглядело ли это жалко, особенно на фоне страдания героини? О да, пару раз приходилось сдерживать себя от крика и сильного желания приложить героя о кафель головой, но при этом будь он иным, история прошла бы мимо меня. Антон юный, наивный и слегка мечтатель. Он легко причиняет боль и также легко обвиняет в этом не себя, а других. Кто не был мучителем хоть в чём-то для другого человека, можете кинуть в меня камень. Поэтому он прекрасен в своей реалистичности. "Я ошибся, нет, ошиблись они. Я не прав, нет, это они не правы. Я плохой человек... или они недостаточно хорошие?" Некоторым нужно всего лишь повзрослеть, другим недостаточно и этого, тут уж как получится, но отрицать жестокость, спрятанную в себе, верх неприличия.

Но как бы ни был интерес герой, от героини я в большем восторге. Замечательно прописанный образ семнадцатилетней девочки, "запертой" в собственном поломанном теле. Эдит нервная, боязливая, впечатлительная, живая, потрёпанная судьбой, весёлая, яркая. Я могу перечислять до бесконечности и никогда не закончить, так что остановимся на знании того, что героиня многогранна и ведёт себя по-разному в зависимости от ситуации. Она уязвимая, но стойкая к ужасающему восприятию собственного увечья. Вместо того, чтобы с пониманием принимать притворство остальных, она с радостью наблюдает за страхом перед хромотой. Она подвержена нервным припадкам, но умеет отвечать за свои оплошности. В отличие от героя, Эдит не прячется за масками, не лжёт во благо и не притворяется иной, оставаясь собой: уставшей, злой, мечтательной. Больно осознавать, что "сражаясь" с болезнью, героиня сломалась в процессе и столкнувшись с тяжёлым принятием реальности, не удержалась на плаву.

На протяжении всей истории сталкиваются две крайности: самопожертвование и эгоизм. Первое идёт со стороны доктора Кондора, второе со стороны героя. Пока доктор кричит о том, что нужно жить не для себя, а для других, герой мечется из стороны в сторону, потому что не понимает, как поступить правильно. Будучи не злым, по человеческой природе он подвержен соблазну ощутить себя единственным нужным, этаким спасителем сирых и убогих, настоящим богом, спустившимся с небес для радости "своих последователей". Обвиняю ли я его в этом? Нисколько. Чувство собственной значимости сильно и не каждый сможет ему противостоять. Оба персонажа ходят по грани, не видя среднего, где не нужно "класть" свою жизнь на алтарь в угоду другому человеку, не такому удачному, как они сами. Что невероятно, доктор мне нравится, невзирая на зацикленность на помощи больным и немощным. Хотя, стоит ли удивляться подобному, когда все из представленных персонажей (ни одного абсолютно положительного) запали в сердце.

Она хотела любить и была готова отыскать в себе новые силы для борьбы с несправедливой судьбой. Он хотел стать значимым, не прилагая к этому никаких особых усилий. Стоило ли ожидать, что их история закончится счастливым финалом, где болезни исчезают, социальные различия стираются, а любовь расцветает алым бутоном, способным противостоять всем ураганам и бурям? Только если вы оптимистичны через край. Увы (а плохо ли это?), я законченная реалистка и подобный финал добавил последний балл к оценке. А за последние слова героя и вовсе хочется расцеловать писателя. Больно, но и хорошо тоже.

Я морально раздавлена, но счастлива.

p.s. Единственный существенный минус в знакомстве с книгой — единственная экранизация, которая меня сильно заинтересовала сорок шестого года и о переводе речи быть не может. Когда приду в себя от этого знания, гляну французскую версию, но пока не могу себя заставить.

Комментарии


Какая очаровательная рецензия, спасибо!)
Так отрадно видеть рецензию с таким широким и свободным дыханием... понимания.
Вы очертили всех героев и никого не осудили.

Цвейг быть может опирался в истории на Карамазовых Достоевского?
Там схожая ситуация.
Но написано и правда блестяще.
Отдельное спасибо за концовку рецензии, до p.s.)


Не судите, да не судимы будете. А если без шуток, то не вышло бы у меня, слишком хороши персонажи.

Цвейг быть может опирался в истории на Карамазовых Достоевского?

Пока моё знакомство с Достоевским ограничивается лишь школьной программой, но если это так, ещё одна мотивация, чтобы поскорее "освоить" и остальное у него.
Спасибо)


Сильный роман!
Я все хочу вернуться к Цвейгу, но никак не доходят руки.


Я уже прикупила себе его книги, осталось найти на них время.


А времени как всегда не хватает :) Либо отвлечешься на что-то иное... Но я верю, что мы с Цвейгом еще пересечемся.


Это да, жаль для чтения не отделяется целая вечность, возможно, с ней у меня вышло бы прочитать всё, что запланировала, но, увы)


О да...