Больше рецензий

20 декабря 2020 г. 21:14

783

4 Я всегда считал семью слабостью, а одиночество — силой

А мне понравилось! Да, прошло двадцать лет со времён нашумевшего детектива «Багровые реки», где эдакий нелюдимый мачо Пьер Ньеман со своей особой шкалой ценностей и правил расследует необычные убийства в альпийских горах и городках... Вообще-то он должен был погибнуть в самом конце (брюхо порезали и бросили в быструю речку). Но автор решил воскресить героя и написать продолжение. По-моему, пусть и с некоторыми упущениями, ему это удалось.

⠀Жан-Кристоф Гранже, «ПОСЛЕДНЯЯ ОХОТА», изд-во «Азбука-Аттикус», 2020.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Сюжет
В немецких землях Баден-Вюртемберг в лесах старинного аристократического семейства убит наследник этого семейства, граф Юрген фон Гейерсберг, убит необычным способом, словно на него охотились. Этот вид охоты называется "с подхода", когда жертву долго выслеживают и убивают тет-а-тет, при этом дают ей отведать собственной крови и оставляют во рту сучок ветки или листик дуба, потроха закапывают, а голову отрезают. Французские следователи Пьер Ньеман и его коллега (в прошлом ученица по полицейским курсам) хорватка Ивана Богданович приступают к расследованию, так как тело было найдено на французских землях, прямо у границы, где красивейшие древние леса Шварцвальда смыкаются с лесами Франции. Тут перемешались:
- и прошлые тайны старинного рода с ненормальной страстью к охоте,
- и родственные отношения с примесью садо-мазо и извращений,
- и история связи графьёв с нацистами,
- и выведение особо опасной породы собак,
- и жуткие байкеры похожи на зондеркоманду (на кого они работаю?)...

«Я всегда считал семью слабостью, а одиночество — силой»


Герои
Они несколько шаблонны. Провинциальные немецкие полицаи не ладят с французскими коллегами. Сестра убитого, графиня Лаура, выступает эдакой эффектной роковой дамой — на контрасте с простой и прямолинейной комиссаршей Иваной. Пьер Ньеман ведёт себя то порывисто-нервозно в критических ситуациях, то в ступоре от столкновения с собаками, то покорён красотой графини и тает на глазах. Оставшиеся немецкие графья — какие-то недоумки, и один лишь старый дядька из старинного замка постоянно не договаривает и запутывает следствие. Немецкий следователь выглядит тюфяком и волочится за хорваткой.

Сюжет поворачивает то в сторону деревни/коммуны учёных (есть и такая тут), то на стоянку кочующих-цыган-не-цыган, то в хай-тек современное стеклянное жилище графини, то в классический замок её дяди, то вообще в собачий питомник, но рано или поздно он приводит нас к финалу и на охоту. Охота эта — на людей. И вокруг древние леса, чёрные и дремучие, в общем, красота неописуемая!

«Не расследование, а сумасшедший дом какой-то. Людей уродуют, как жертвенных животных. Один из подозреваемых — пёс. А теперь вот свидетельница-колдунья»


И хотя Гранже очень закрутил с этими скелетами в шкафах у аристократов, с выведенной нацистами жестокой породой собак и с непонятно зачем сколоченной бандой головорезов, в итоге книга вообще не про это. Она — про звериные инстинкты, которые проклятые буржуи взращивали в своих детях, чтобы сильнейший смог возглавить их многомиллиардный бизнес. Она про детские страхи, которые могут до конца жизни таиться в подсознании и вдруг выйти нежданно наружу. Она про надежды девочки из воюющей Югославии, прошедшей воду, огонь и медные трубы, ставшей взрослой и завязавшей с наркотой, но лелеющей надежду найти любимого.

Вот про это новый детектив Гранже, про живых людей посреди искуственно созданных детективных нагромождений. Так мне показалось. (И ещё написано просто и довольно легко читалось. Глаз, правда, цеплялся за сравнительные обороты и всякие метафоры типа:

«Ивана смотрела на шефа, застыв, как тугой ролл с начинкой»

, там таких оборотов достаточно).

В итоге я ставлю второму детективу-триллеру про Пьера Ньемана 4 из 5 и надеюсь на интересное продолжение.
Ведь

«Истины как таковой не существует, — есть только более или менее правдоподобная ложь».