Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

20 декабря 2020 г. 13:23

1K

4 Книга, которая действительно показывает, как происходит процесс исследования произведений искусства.

Признаюсь, что изначально я не возлагала на данную книгу особых надежд (отпугивала чрезмерная простота названия) и приобрела ее в свою библиотеку больше из-за оформления (фрагмент "Primavera" Боттичелли на обложке подействовал безотказно, каюсь), но далее эта работа не единожды удивила меня в хорошем смысле. Во-первых, своей глубиной (понятно почему оценки достаточно низкие- книгу просто не поняли, потому что она написана не для массовой аудитории). А во-вторых, грамотным подходом автора к раскрытию темы исследования. Но, обо всем по порядку, и для начала скажем несколько слов об оформлении (так как, когда речь идет об искусствоведении, это важный аспект).

картинка Beatrice_Belial

Итак, соотношение цена-качество у данной книги просто превосходное. За весьма доступную цену (около 800 рублей) читатель получает добротное издание, где все (от бумаги до оформления обложки и качества репродукций) выполнено достойно. Содержание не уступает. Автор книги "Язык художника" — титулованный российский искусствовед и он ведет не типичный (нудный и банальный) разговор о том, "как разбираться в живописи и литературе" (вы знаете, таких книг сейчас на рынке полно), а дает полноценную технологию искусствоведческого подхода и демонстрирует свой собственный метод, основанный на сопряжении живописи и поэзии.

Анализируя изобразительное искусство, А. Марков рекомендует сначала обращать внимание на образы и их возможное значение (об этом раздел «иконология»), далее анализировать в каких декорациях изображен герой картины (небесные тела, время года, дня, эпоха, возраст персонажа), а далее уже анализировать того, кто изображен (мифологический герой, религиозный персонаж или исторический персонаж). При этом, книга, хоть и имеет четкую структуру, на деле представляет собой собрание искусствоведческих эссе, где автор анализирует отдельные произведения из области живописи и поэзии, часто совмещая стихотворения и картины в единый объект восприятия и через это трактуя их смысл. И вот в этой особенности метода Маркова и кроется, пожалуй, единственный недостаток "Языка художника". Ход мысли исследователя оказывается чрезмерно поэтизированным и даже романтизированным. Порою автор уходит от логичного анализа произведений искусства в сторону собственных чувств и переживаний, которые вызывают у него эти самые произведения и соответственно - выводы, которые он делает, чаще всего оказываются весьма красивыми, вдохновляющими, но не факт, что достоверными. Однако многие его идеи любопытны для рассмотрения и авторский взгляд Маркова на искусство, как минимум, может быть принят ко вниманию, тем более по книге ясно видно, что ее написал настоящий профессионал и в искусстве он разбирается великолепно. Другое дело — есть ли у него дар к чтению искусства или есть только обширные знания, которые, перемешавшись в голове, вступили друг с другом в причудливые союзы образов, породив в итоге довольно размытые и пространные искусствоведческие выводы касательно тех или иных произведений.

В целом книга мне очень понравилась, потому что она более чем выгодно выделяется среди своих собратьев по жанру, как в плане качественного оформления при доступной цене, так и в плане своей научной составляющей. Определенно, в данном случае перед нами не банальный нон-фикш про искусство (меня искренне удручает обилие низкопробных книг этого направления на российском книжном рынке), а настоящая научная работа, демонстрирующая, пусть и специфический, но зато уникальный и действительно интересный авторский метод. "Язык художника" не обманывает читателя. Эта книга научит вас разбираться в искусстве, вы поймете, на что нужно смотреть и как потом анализировать то, что вы увидите, плюс снабдит конкретными примерами исследований различных произведений живописи и литературы. Лично я точно буду перечитывать данную работу, а это уже о многом говорит лично для меня, так как редко встречаются книги об искусстве, к которым хочется возвращаться из-за их содержания, а не только репродукций и красивого дорогого оформления.