18 декабря 2020 г. 12:59
768
4.5 Спойлер Юра, мы всё просрали!
Небольшое вступление. На момент написания этой рецензии на livelib:
«Задача трёх тел» прочитали 4007 людей;
«Темный лес» прочитали 2056 людей;
«Вечная жизнь Смерти» прочитали 1572 людей.
Печальная тенденция. Сразу скажу, что книгу must read. Хотя я буду писать рецензию на эту книгу, однако частично буду подводить итоги всей трилогии. Также могу посоветовать всем аудиокнигу в исполнении Игоря Князева - невероятно качественная озвучка и атмосферное музыкальное сопровождение.
Лю Цысинь - Задача трёх тел наиболее «земная» и НАУЧНО-фантастическия. «Темный лес» тянет сквозь тьму темного леса с научно-ФАНТАСТИЧЕСКИМ страхом вперемешку с надеждой и триумфальным финалом. «Вечная жизнь Смерти» крутит с тобой научно-фантастический РОМАН с первой до последней страницы. Как и в первых двух книгах, снова ключевой момент в названии книги - ничто не вечно. Римская империя пала, Константинополь пал, Ленин умер, теперь и Вселенная приболела.
Трилогия яркая, затягивающая, неожиданная и фантастическая, нестабильная, разнообразная, красивая. А еще - глубокая. Кто скажет, что она о контакте людей с пришельцами - я первым брошу в него планетой. Все ключевые события фантастической трилогии позволяют нам увидеть социальный срез человеческой цивилизации, а часто еще и заглянуть в гости к другим измерениям и мирам. Прекрасные параллели с современным миром и возможными сценариями развития человечества - я зачитывался и просил еще и еще, а потом еще немного. Сколько концепций, теорий нам автор открыл и над сколькими идеями заставил задуматься - снимаю шляпу!
Вы уже почувствовали, что приближается «но»? Оно действительно здесь есть. У меня нет каких-то чрезвычайных претензий к первой и второй части. В обеих книгах несмотря на масштабы космического межпланетного конфликта в основе противодействия лежит человек. Люди изображаются по-разному, они являются ключевыми в рассказе, в этих книгах есть и любовные линии персонажей, если можно их так назвать. Автор часто пользуется этим приемом и между планами планетарной и галактической обороны вводит читателя в мир конкретного человека в конкретный момент - пенсионеров, преступников, предателей, военных, ученых и тд. Иногда мы следим за разными людьми, иногда за теми же людьми, но в разные эпохи (спасибо гибернации).
ВНИМАНИЕ! Далее будет субъективный образ главной героини.
В третьей части Лю Цысинь предлагает нам наблюдать за происходящим с ракурса маленькой девочки-подкидыша в розовом кимоно, не способна сама принять никакое взвешенное решение в решающий момент и не может без своего любимого мальчика, у них - любовь! Ранее она его не замечала, однако он подарил ей звезду с неба (пацан сказал - пацан сделал) и после подарка - все изменилось. Ее постоянно кто-то оберегает, защищает, жалеет и банально тянет сквозь сюжет. Она не виновата в последствиях своих действий, а именно: 1) виноват кто-то другой; 2) кто знает, может, ее действия остановили еще худшие последствия. На протяжении всей книги у нее не хватает духа для жестких решений и действий - только всепрощения и любовь спасет Родину! Главная героиня не развивается как персонаж. Да, она движется по сюжету, но только благодаря помощи другим, в целом - она единственная, кто остался точно такой же как в начале книги. Если сравнить ее с главной героиней первой книги – Э Вэньцзе, то Чэн Синь будет маааааленькой безвольной букашкой. Даже персонажи Томаса Уэйда и Томоко, хотя в целом и неприятные, вызывают больше симпатии чем главная героиня.
Из старых знакомых внимания заслуживает, пожалуй, лишь Ло Цзы - путь его персонажа длинный и раскрывает его даже больше чем во второй книге. Он завершил свой путь и решил остаться до последнего вздоха с человечеством, которое было для него чужим и от которого он бежал во второй книге.
«– Я и так уже слишком зажился. Даже если бы я отправился на этом корабле, то долго бы не протянул. Лучше закончу жизнь кладбищенским сторожем».
Из новых - Юнь Тяньминь, парень креативный и неординарный, проходит путь от принятия решения об эвтаназии больного интроверта-отшельника (принятие неотвратимости собственной смерти) к попытке спасения от смерти всего человечества (предотвращение Смерти всего существующего).
Очень не хватало какого-то сгустка циничности как Да Ши.
Хочу поблагодарить автора за описания невероятных миров в разные эпохи и 95% сюжета, концовка мне все же не понравилась. Некоторые моменты вызвали бурю эмоций:
Повторное нападение Трисоляриса и резервация человечества:
«– Я не понимаю вашей реакции, – ответила Томоко человеку, крикнувшему «геноцид». Похоже, она говорила искренне.
– Пища! Откуда мы возьмем пищу? – крикнул кто-то еще. Люди уже не боялись Томоко. У них не осталось ничего, кроме отчаяния.
Томоко обвела взором зал и посмотрела в глаза каждого из собравшихся.
– Пища? Да оглянитесь вокруг – вас окружает еда, живая еда».
Встреча с четырехмерным миром:
«Та рыба выбралась на сушу, прежде чем иссушила море. Она перешла из одного темного леса в другой».
Полная безнадежность и спасение в последний момент:
«Ореол» способен летать со скоростью света. Он оборудован единственным в мире двигателем, искривляющим пространство».
Отдельно отметил бы описание решения об уничтожении Солнечной системы. Нам почему-то всегда кажется, что такие решения принимаются цивилизациями-богами чуть ли не на планетарных референдумах, но нет. Всего навсего Певун, хорошо выполняет свою работу по зачистке и мир которого тоже не идеален и не без проблем. Певун имеет свои рабочие задачи, карьерные проблемы и начальника. Его мир также борется за свое существование, для этого и уничтожает другие планетарные системы и переходит в двумерный мир.
Суть концовки и посыл я уловил, но как-то все картонно и топорно, - как кино, в котором персонажи играют только на зеленом фоне. Закончилось же все более чем нелепо.
Удалось спасти человечество? Вроде и так, но не совсем - солнечная система перестала существовать в привычном для нас виде и стала двумерной, однако человеческая цивилизация смогла выжить и расселиться в других мирах.
Юнь Тяньминь и Чэн Синь так и не встретились, что не позволило закрыть их любовную линию, которая как осьминог окутала этот роман своими щупальцами.
Вселенная ждет Смерть? Вроде и так, но не совсем - если все последуют примеру Чэн Синь и Ифань и вернут Вселенной похищенную массу мини-вселенных, то все будет ок - она будет циклически зжиматся и розжиматся переходя из многомерного мира к одномерному миру и обратно. Ах, да, массу Вселенной надо вернуть, но 5 килограмм мы надежно спрячем - ничего же не случится. Вы серьезно?
Единственное, что живет вечно - Смерть. Теперь Смерть пришла за этой трилогией для меня - книги прочитаны. Спасибо Лю Цысиню за невероятное яркое путешествие в мир фантастики!
на сторителе буквально в конце февраля появилась.