Больше рецензий

14 декабря 2020 г. 23:22

189

4

Шеллинг – философ первого ранга, которого проходят в курсе истории философии (почти) наравне с Кантом и Гегелем. Поэтому перевод его произведений необходим любой культурной нации. Перевод выполнен на высшем уровне, есть сноски ко всем вставкам на латинском и греческом языках, сделаны небольшие вступления к каждой работе, нет опечаток – в общем, это образец советской школы перевода.
Краткое резюме некоторых из представленных в томе работ:
I. «О конструкции в философии» – критика Канта, который поставил математику выше философии, сохранив за ней кучу функций, которые он у философии отобрал. Шеллинг защищает тезис, что конструкция в философии возможна и необходима, и что это не исключительная привилегия математики, как утверждал Кант. Также Шеллинг интересно критикует устоявшееся мнение о том, что математика – сама обоснованная наука благодаря своим аксиомам, определениям и пр.
II. «Об отношении реального и идеального в природе» – концентрированное изложение онтологии и натурфилософии раннего и среднего Шеллинга. Очень полезен будет тем, кто интересуется данной темой. Уровень умозрительности очень высок, поэтому понять с первого раза многие предложения будет сложно даже тем, кто имеет философское образование. А увидеть мысленным взором всю картину какой её представлял себе гений Шеллинга смогут единицы.
III. «Философские исследования о сущности человеческой свободы» - самое известное и цитируемое произведение Шеллинга, концентрация его философии среднего периода. Это лучший кандидат на знакомство вообще с Шеллингом, т.к. написан «человеческим языком» и дает пример того насколько глубоко и классно можно анализировать историю философии, и на основе этого анализа не бояться предлагать свои решения застарелых философским проблем (однако, насколько эти решения оригинальны – вопрос спорный, ибо главную идею Шеллинг, безусловно, берет у теолога XVI века Бёме).
Шеллинг, как и везде, пытается совместить традиционно несовместимое: замкнутое причинно-следственное мышление и свободу. Обсуждает разные понимания пантеизма и философии Спинозы. Даёт свой вариант «правильного» спинозизма. Первая главная его мысль в том, что пребывание всех вещей в Боге – это единственная разумная гипотеза объяснения мира, однако, это пребывание требует от вещей самостоятельности и свободы, т.к. иначе их пребывание в Боге было бы фикцией, зависимостью без реального зависимого. Вторая главная мысль: свобода и имманентность, которую предполагает пребывание всех вещей в Боге, совместимы.
Главная цель второй и основной части этой работы – дать истинное определение свободы. Но для этого Шеллинг считает необходим решить ряд дополнительных вопросов: излагает свой взгляд на природу добра и зла, но единство тьмы и света в мире и в человеке, на нравственность и религиозность в исконном смысле слова. В конце определяет свободу как внутреннюю необходимость, как необходимость, исходящую из природы как Бога, так и человека. Каждое решение Шеллинга этих вопросов – яркий пример диалектического мышления. Эти темы будут интересны также тем, кто специально интересуется диалектикой, теодицеей, пантеизмом. В последней части Шеллинг уходит в онтологию, находя высшую точку в безосновном (ungrund Беме).
IV «К истории новой философии». «Авторский» взгляд на историю философии от Декарта до Якоби, с плюсами и минусами такого подхода. Многие философы рассмотрены упрощенно и спорно, а также как повод рассказать о собственных взглядах, однако, благодаря незаурядному уму Шеллинга, в его изложении очень много тонкого и глубокого анализа, поэтому читать очень интересно, особенно если имеешь некоторое знание об этих философиях. На фоне разбора философий предшественников становятся ясны многие пункты его собственной философии.
Особенно выделю главу «Натурфилософия» (с. 472-495), в которой Шеллинг максимально доступно, «по-школьному» набрасывает полную схему своей поздней метафизики, построенной на взаимопревращении субъекта в объект и обратно. Становится ясно, как можно быть одновременно натурфилософом и топить за абсолютного субъекта.