Больше рецензий

ninia2008

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 декабря 2020 г. 21:44

117

5 На свете сердца не сыскать вернее

По иронии судьбы, образ Валентины Миланской зацепил мое воображении еще в ранней юности. То ли у Дюма, то ли у маркиза де Сада в книге, посвященной Изабелле Баварской, рисуется эдакая картинка: роскошный въезд королевского поезда в Париж, красавица Изабо в носилках, рядом с ней, по обе стороны, муж-король и его брат, наследник престола, а поодаль - невеста принца Валентина, одинокая белая лебедь... История Валентины Висконти, герцогини Орлеанской, звучит странным контрапунктом как истории королевы Изабо, так и вообще истории французского двора ее времени, едва ли не контрапунктом всему периоду правления Карла Безумного. И книга Эмиля Колла рассказывает обо всем как нельзя лучше.

К моему огромному сожалению, я не нашла никаких биографических сведений об авторе этой книги. Известно, что в 1911 году именно за "Валентину Миланскую" он получил Премию Теруана, присуждаемую Французской Академией наук (La Prix Therouanne), в 1920 году - Prix Montyon, которая, к слову, присуждается за добродетель, за произведение La belle-fille de Louis XIV. Сотрудничал с La Revue de France, своего рода периодическим толстым журналом, и в 1922 году написал для них Un proces criminal sous Louis XIV: Madam Ticquet". К сожалению, я недостаточно владею французским языком, чтобы ловить по французским сайтам, а во французской Вики страница автора отсутствует, ровно как и на сайте издательства "Евразия".

Изначально книга называлась "Валентина Миланская, герцогиня Орлеанская". Вот что пишет о предмете своего исследования сам автор:

Все знают имя Валентины Миланской. Никто или почти никто не знает ее истории. Все, кто рассказывал о временах, когда она жила, посвятили ей по несколько восхищенных фраз. Но этим они и ограничивались: ее история написана не была. Ту историю, которую для нее не создали, я и попытался ей подарить в этой книге.

Намеренно или случайно, но историю Валентины автор начинает с уже упомянутого мною эпизода: торжественного въезда в Париж 22 августа 1389 года - так же, как начинает историю Изабеллы Баварской Александр Дюма. Дальше пойдут флэшбэки, нам расскажут о ситуации во Франции, рождении и воспитании будущего короля Карла и его брата Людовика, рождении и воспитании Валентины в Павийском замке, в прекрасной и противоречивой Италии эпохи Возрождения. Затем нам поведают о браке Валентины и ее жизни "при дворе безумного короля", который тогда еще не был безумным, разве что - слегка разнузданным в развлечениях, и об изгнании Валентины от этого двора. Здесь история сделает поворот и станет детективом - автор очень подробно расскажет об убийстве Людовика Орлеанского, описывая это событие едва ли не поминутно и пытаясь принимать во внимание все улики. И покажет последний год жизни Валентины, год мести и скорби.
Валентина Висконти прожила на свете 38 лет, родила 8 детей, покровительствовала не только поэтам и литераторам, но и простым людям, которым ее милосердие, случалось, спасало жизнь. Она искренне любила своего блудного мужа, с которым у них было много общего - "между ними существовало настоящее интеллектуальное родство; в делах, память о которых сохранила история... они всегда действовали сообща; они с равной заботой посвящали себя воспитанию и будущности детей", более того, она приняла в дом бастарда и воспитывала его вместе со своими детьми, ни в чем не ущемляя. Эмиль Колла искренне восхищается этой замечательной женщиной, изо всех сил пытаясь оставаться объективным. Единственный - и, думается мне, простительный недостаток - автор явно недолюбливает королеву Изабо и неоднократно называет ее "немкой", что понятно для 1911 года, но крайне несправедливо для конца XIV века.
Книга написана в лучших исторических традициях начала 20 века. Она основана на большом количестве исторических источников, при этом автор использовал метод исторического анализа ("я указал для каждого из фактов, которым должен был заниматься, насколько он достоверен или вероятен"), однако чтение это не усложняет. В то время было принято писать для широкого круга читателей, так что любой современный грамотный человек получит от этой книги только удовольствие.

Ее образ - один из самых привлекательных в нашей истории. Я только попытался ближе познакомить с ним читателей.