Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июля 2012 г. 20:39

674

5

Если предположить, что теория про «половинки» правдива не только относительно людей, но и относительно книг, то с уверенностью заявляю, что я нашла свою половинку! Для меня настоящей (на данном жизненном этапе) – это идеальный и гениальнейший роман. В нем все именно такое, как мне нравится: размышления автора, герои, развитие событий. Нет смысла риторически вопрошать: где же я была раньше? Какая разница, в самом деле. Ведь раньше – год назад, три года, пять лет – возможно, что книга не произвела бы на меня такое глубокое и неизгладимое впечатление, как теперь. Моя половиночка! Моя роднулечка! Главное, что теперь мы будем вместе навсегда!

Сюжетная линия, в общем-то, довольно проста: молодая женщина в небольшом городке приобрела себе дурную репутацию. Однажды французский корабль потерпел бедствие недалеко от этого места. Спаслись всего несколько человек. И вот один из них очаровал девушку. А что там было дальше – никто и не знает. Только с того времени француз уплыл в свою страну, а женщина та ходит грустная и по долгу смотрит на море. Ну и прозвища у нее появились всякие: Трагедия, Любовница французского Лейтенанта. А еще в маленький городок приезжает молодая девушка, дочь очень богатого торговца, которая скоро выйдет замуж. Соответственно и жених ее, Чарльз, снимает номер в местной гостинице. Итак, фигуры расставлены. Предоставим же возможность Великому Мастеру Фаулзу сыграть с судьбой эту партию. Кто выйдет победителем, кто проиграет – все в руках божьих. Или нет?

Мои впечатления со спойлерами

На самом деле, предугадать развитие событий довольно не составляет труда. Не столько действие занимает большую часть объема книги, сколько описание характеров героев в мелочах и размышления автора на отвлеченные темы. Благодаря этому создается ощущение полного единения с героями. Одновременно читатель есть и порочная Сара, и благородный Чарльз, и юная Эрнестина, и плутоватый Сэм, и чувственная Мэри, и еще много кто. Как здорово проникнуть в мысли стольких людей, разделить с ними их волнение, разочарование, радость и обиду. И все же, как не пытается писатель помочь читателю слиться с героями, не всегда можно предугадать следующий шаг каждого из них. Чужая душа – потемки. Да еще и Фаулз иногда хитрит, рассказывая события несколько раз в других вариациях. Что же касается пространных размышлений автора, тут кто-то скажет, что они излишни, слишком долги, да и вообще кому интересно знать мнение Фаулза о боге или сексе, когда история про Эрнестину, Чарльза и Сару? Может быть и так, но я получала удовольствие от отступлений как минимум такое же, как от главной сюжетной линии, если не больше. Потому что они, отступления, очень мудры и подкреплены множеством правдивых исторических фактов, касающихся эпохи Викторианства, в которую и происходит действие. Единственное, я категорически против последней главы! Для меня роман заканчивается на оптимистической ноте. Да, я пошлый любитель хэппи-энда, ну, или, в крайнем случае, намеков на таковой. Могут же быть у меня свои читательские слабости и пристрастия. Но в остальном, «Любовница французского лейтенанта» идеальна!

Если говорить о героях, то среди нет ни плохих не хороших, а есть цельные характеры, которым присуще как положительные, так и отрицательные стороны. Взять хотя бы Сару: многие ее поступки так и остаются загадкой для читателя, как бы писатель не пытался показать как можно лучше ее сущность. Видимо, эта женщина – моральный мазохист. Она находит особенное удовлетворение в страданиях, добавляя в свою жизнь сложности, которых на самом деле нет. Ей хочется идти против общества, свернуть с уже протоптанной за века дороги. Но Саре не хватает духа сделать это спонтанно. Поэтому сначала она создает себе такие условия, при которых общество само отказывается от нее. Именно Сара самая противоречивая и самобытная героиня романа.
Чарльз – довольно типичный представитель своего времени и своего общества, за исключением его благородства. Он как раз подходит под очень положительный образ, но проникая в его сознание, мы понимаем, что Чарльз – обычный человек со своими слабостями.
Эрнестина – молодая девушка. Я не считаю ее пустышкой, как проскальзывает в романе. Нет. Просто она единственная дочь богатых родителей, которая знает себе цену. А еще она очень молода и влюблена первый раз. Многие ее чувства мне понятны, ее метания, ее перемены в настроении. В конце концов, хотя бы то, что именно Эрнестина упросила папу не делать ничего дурного Чарльзу, уже говорит о каком-то внутреннем достоинстве и силе воли.
Сэм – плутоватый и непокорный, щеголеватый и отчаянный. С одной стороны его поступки просты и предсказуемы, но в сердце он намного добрее и благороднее, чем сам себе хотел бы казаться.
Мэри – чувственная девушка, навевающая мысли о разврате. На самом же деле она пылкая и преданная жена, и превосходная мать.
Вот такие основные герои (Сэм и Мэри – второстепенные, но тоже очень яркие).

Что сказать в заключение? Эту книгу я точно буду перечитывать, что мне не свойственно, и уже сам по себе этот факт является показательным. Я, конечно, знала, что Фаулз – легендарный писатель, его «Коллекционер» тоже произвел сильное впечатление, но после «Любовницы французского лейтенанта» считаю его совершенно гениальнейшим, непохожим на других. Что самое удивительное, так долго откладывала чтение этой книги, заставив себя взять ее в руки только благодаря Борьбе с долгостроем, а оказалось, что это Моя Книга с первой страницы и до последней. Бывает и такое.

Комментарии


Вика, заинтересовала))) Беру на заметку) Спасибо!


Рада, что смогла заинтересовать именно этой книгой. Надеюсь, понравится, когда возьмешься читать. Только, как написала, там много рассуждений самого писателя, которые кого-то могут и раздражать (я, откровенно говоря, сама не люблю такое авторское словоблудие, но у Фаулза это так гармонично получается, да и еще прекрасным языком изложено).


мне кажется рассуждения Фаулза не могут не понравится) обязательно еще прочитайте Волхва и Дэниела Мартина, вам должно понравится!


Это всенепременно! "Волхв" уже года два как отдыхает на книжной полке, а Дэниела Мартина возьму на заметку) Спасибо)


Ох, какой удачный Долгострой получился:))) Всем бы так:))


И не говорите))) Я, конечно, была в восторге и от "Коллекционера", но объем "Любовницы" меня откровенно смущал. Решилась попробовать покорить его через Долгострой. А оказалось, что это такая идеальная для меня книга, что я каждым словом наслаждалась. Итак, первый блин совсем не комом, а совсем даже наоборот!


Хорошо, что Вам понравилось. А я вот Фаулза абсолютно не воспринимаю. Хотя, может, стоило бы перечитать, потому что мое знакомство в ним состоялось давно, возможно, в то время я еще до него не доросла


Вполне возможно, что был не тот момент)) Я уверена, что бывают книги, которые мы воспринимаем негативно в силу неподходящего момента их прочтения.


Я ее в прошлом месяце прослушала) Согласна со многими впечатлениями.
А то, что Фаулз, как ты сказала, "хитрит", связано с тем, что он не викторианский писатель, а постмодернистский, он не властен над героями, он не бог, как писатель XIX века) Честно говоря, это одно из немногих произведений, которое из всего постмодернизма не только легко прочиталось, но и полюбилось)) Наверно, все дело в эпохе (моя любимая) и эти Россетти в конце..))


Рада, что мы совпали во вкусах.
Моя любимая эпоха - это самая современная современность, так сказать. Поэтому когда я только поняла, что речь пойдет о середине XIX века - насторожилась. Но книга просто великолепна и потрясающа!


А у меня с этой книгой в молодости роман не сложился... Может стоит попробовать сейчас?


Может быть))


Давно хочу ее почитать, а твоя рецензия только подстегивает это желание)


Советую очень)


Надеюсь, доберусь до нее вскоре)


Викуль, ну ты как напишешь!Уже бегу скачивать!


Эта книга стоит того!)


Изумительная рецензия, могу только высказать уважение её автору. И добавить к ней особо нечего.
Согласен почти со всеми доводами, возражу разве что, что Эрнестина мне показалась все-таки не "по-викториански" немного недалекой и избалованной "принцессой". И конец на мой взгляд нужен именно такой - перечеркивающий ожидания. Чтобы подчеркнуть им бренность и несовершенство человеческой природы, веры и любви.
Даешь побольше таких авторских отступлений) И даже здорово, что автор "Любовницы.."не Бог - его книга земная, а потому по-земному глубокая и чувственная, тем самым близкая.


Спасибо)
Да, Эрнестина, конечно, избалована. Более того, она меня почти всю книгу немного раздражала. Но под конец, когда именно Эрнестина проявила и гордость и благородство по отношению к Чарльзу, мое мнение о ней изменилось в лучшую сторону. Откровенно говоря, я не уверена, что мне самой бы хватило этих чувств, на месте оскорбленной девушки, чтобы не отомстить обидчику. Особенно в двадцать один год.
Про конец я с вами согласна, но мое материнское сердце восстает против того, чтобы из-за двух упрямых родителей маленькая девочка никогда бы не узнала отца. Мне тут не жалко ни Сару, ни Чарльза, но их дочку. Вот))


Да, с её поведением в этот момент совершенно согласен, выдержка просто запредельная. От ее тогдашней милости дрожь идет по коже, но потом она уже своей гордостью разочаровала меня...
Но самое изумительное - читать как Чарльз говорил себе и как чувствовал перед объяснением с ней. Сейчас точную цитату только уже не вспомню, надо перечитать( Но поразили его мысли тогда до глубины души...
Понимаете, в конце, в этом безумии расставленных героями акцентов свой глубинный смысл, я только частичку его привел. Все намного глубже, за это я Фаулза и люблю. А дочь.. её судьба такая, символическая - как дитя, плод, ставший запретным, чтобы Сара могла быть собой. Той, кем она себя нарекла в самом начале. В одиночестве, которое и дало жизнь этой истории.
Вас послушать, так стоило бы написать продолжение))


Но самое изумительное - читать как Чарльз говорил себе и как чувствовал перед объяснением с ней.

О, да!
Хм, продолжение... Интересная идея, только кто бы смог ее осуществить на уровне, достойном Фаулза?
Но про дочку и Сару - вы бесконечно правы. Да дело и не в дочке, она уж очень второстепенный герой. Просто, опять-таки, для меня теперь все дети - главные герои. И я умом понимаю, что в этой книге не могло бы быть по-другому, только таков правильный конец, но сердце сжимается от судьбы девочки. (Мне и другого ребенка жалко - проститутки, который еще более второстепенен, но вот тоже оставил след в сердце.)


Я пошутил. Не думаю что кто-то, даже сам Фаулз сможет вложить в продолжение . настоящий смысл. Вторая часть сама на себе безаппеляционно поставила бы крест.
Кстати, у Вас не было впечатления ближе к финалу, что герой понемногу превращается в героя Моэма ("Острие бритвы"). Ища мудрость в движении.
В этом согласен, дети и есть главные герои человеческой жизни. Ничего тут не попишешь) Могу посоветовать прочесть макьюэновский "Дитя во времени", думаю Вам будет что стоящего из него почерпнуть.


Я считаю, что дилогии и трилогии вообще подходят больше фантастическим или фэнтезийным произведениям. Не говоря уже о продолжениях, написанных другим автором (история вообще знает примеры, когда бы это увенчалось успехом?).
Насчет "мудрости в движении" - по-моему, весьма логично. Что лучше может залечить душевную травму, чем море новых впечатлений? И что в таком случае может быть лучше, чем путешествие?)))
За совет спасибо) Обязательно прочитаю)


Так и думал, что услышу что-то в этом роде о фэнтези с фантастикой) Честно говоря им продолжения уже тоже не к лицу.

Понимаю, что это логично, но это ведь способ развеяться, а не понять для себя что-то важное. Идейный эскапизм, чтобы набраться впечатлений)

Рад за полезность предложенной книги) Иэн Макьюен, Child in Time, 1986.
Хотя бы ради отпечатывания в памяти одного эпизода, из туманных воспоминаний героя о его родителях и обстоятельств рождении. О велосипедах, прочтете, поймете, что я имею ввиду))


Когда изучали его в институте, мне книга ужасно не понравилась, а сейчас увидела рецензию и захотелось перечитать и чем-то мне стали близки эти герои...


Мне в университете тоже мало что нравилось, потому что как ни крути, надо уложиться во временные рамки по скорости чтения, а потом еще и умно размышлять о книге. А когда читаешь спокойно, никуда не спеша, в свое удовольствие - совсем другое дело. "Любовница" может не понравится в ВУЗе уже начиная с объема, откровенно говоря.
У меня была похожая история с Золя. В Универе читали Жерминаль, а потом еще и дипломная была по Земле (которую выбрала моя руководитель, а не я). Я страдала. Ненавидела Золя. А через несколько лет, когда нашла этот сайт и пару восторженных рецензий на французского классика, решила еще почитать у него что-нибудь. Уже спокойно, без спешки и поиска скрытых смыслов. И знаете, мне очень понравилось!