Больше рецензий

12 декабря 2020 г. 20:56

228

3 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Вторая часть серии вызывает сложные чувства. С одной стороны — углубление вселенной, появление некой общей для всех героев цели. С другой же — невнятный сюжет, покалеченная бесконечной сменой оптики логика повествования, огромное количество персонажей, которому позавидовал бы и Лев Толстой, и вопросы, вопросы, вопросы… Что происходит? Кто все эти люди? Зачем они это делают? И это относится даже не к главным героям — у них с мотивацией всё более-менее в порядке — а к населению мира в целом.

Мы знаем, что люди Сетерры лишены эмоций, мешающих спокойной жизни: правдолюбия, страха, веры, милосердия. На деле же, кроме излишней грубости и неотёсанности, мы не видим в них никаких изъянов. Да, они плохие, они охотятся на порченных детей — на этом их характеристика исчерпывается. Что же касается этих самых детей, то за две книги я так и не поняла, в чем их ценность, как персонажей. Да, автор объясняет, кто они такие, зачем они посланы на Сетерру и почему читатель должен их жалеть. Но, как мне кажется, их линия — самая слабая во всей книге. Эти дети не вызывают ровным счетом никаких эмоций, даже в моменты, когда читателю положено рыдать над книжкой. Скорее всего, это происходит потому, что мы слишком мало о них знаем, слишком редко они появлялись на страницах. То же относится и к бродячему артисту, имя которого даже вынесено в аннотацию. Этот невероятно харизматичный персонаж появился в паре глав в начале книги и просто пропал. Он, конечно, должен появиться в завершающей части, но для чего было вводить его в сюжет второй книги? Ради нескольких страниц да пары упоминаний из уст главного героя?

К слову о главных персонажах. Их двое: наследный принц Нико и прорицатель Кайоши. Вот ради кого стоит читать «Тайнопись видений». По сути, весь сюжет так или иначе строится на их взаимодействии с миром — и оттого, что читатель проживает с ними достаточно времени, эти герои выглядят ярко и интересно. Я бы выкинула все второстепенные линии и с удовольствием прочитал историю о приключениях Нико, вместо того, чтобы отчаянно пытаться не потеряться в сплетении снов, видений, реальности и легенды.

В рецензии на первую книгу я хвалила красивый образный язык. Здесь же то, что раньше было интересным приёмом автора превращается в недостаток, портящий впечатление от произведения. Неуместные стилизации под разные говоры выглядят искусственно – как будто говорят не люди, а матрёшка и китайский дракон. Конечно, можно объяснить искусственность языка природой Сетерры, но всё-таки хочется читать о более живых персонажах. Вселенная вроде бы расширяется — но это так вторично. Да, отсылки на наш мир были бы интересны, будь они чуть тоньше, а не как страна Руссия, в которой живёт веда Олья. Автор посвящает целую главу её истории, описывает жениха, семью, обряды. Это очень интересно, и прекрасно дополняет образ Сетерры — но какова роль этих описаний в сюжете?

В целом, «Тайнопись видений» — это достойное продолжение «Шёпота пепла». Несмотря на минусы, эта книга всё еще остается хорошим примером российской фантастики —оригинальным и самобытным. Хочется верить, что в третьей книге все ружья выстрелят и автор наконец даст ответы или хотя бы подсказки на все вопросы, и тогда мир Сетерры наконец приобретёт объем.