Больше рецензий

12 декабря 2020 г. 15:55

292

5 Книга про книги

Какую же испытываешь радость, когда открываешь для себя «свою» книгу! Это происходит порой совсем случайно, а иногда – как следствие удачного совета. Вот так получилось с книгой А. Перес – Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье». Я долго выбирала между вышеуказанной книгой и «Камо Грядеши» Г. Сенкевича. На последнюю я давно глаз положила, а вот с «Клубом…» возникли некоторые сомнения. Автор вроде мелькал в различных топах и рейтингах, но я у него ничего не читала. Но решив, что К.Сенкевич очень сложен и требует соответственного настроря, я взялась все – таки за А. Перес – Реверте. А когда аннотация на книге сообщила мне, что именно по этой книге снят фильм Р. Палански «Девятые врата», то тут уж все сомнения были отброшены прочь. Просто этот фильм входит в мой список тех фильмов, которые я могу пересматривать бесконечное число раз, зная наперед все реплики и поступки героев, сюжетные линии и финальные аккорды. Список, конечно, не велик, но очкарик Лукас Корсо в нём прочно поселился. Самое интересное, что я и подумать не могла о том, что фильм снят по какой-то конкретной книге.

Чтение книги просто повергло меня в некий шок! Да это не книга, а какая – то энциклопедия по книгам. Перечисления всевозможных писателей (разных стран и времен), постоянные комментарии и сноски по ним, перечисления известных и неведомых мне книг! Голова пошла полным кругом, но как же это все увлекло меня! А будучи ярой книгоманкой еще с детства, да к тому же большой любительницей истории, прочитывая все эти фамилии авторов и названия книг, у меня начали трястись руки и дёргаться глаз. Хочу, хочу прочитать все это, а еще лучше увидеть некоторые книги, особенно старинные и загадочные, вживую. В общем, всё своё свободное время я стала проводить в обществе Лукаса Корсо. Меня совершенно не волновал тот факт, что сюжет книги отличается от сюжета в фильме. Вернее будет сказать, что в книге поданы две сюжетные линии и каждая из них интересна. Что касается темы А.Дюма, то для меня было не новостью, что у него по ряду книг были соавторы, которые, естественно, не были нигде особо упомянуты, но этот факт никак не умаляет гениальности А. Дюма. Ведь не они, а он - уже много – много лет один из самых читаемых авторов в мировом масштабе, а эти «литературные негры» (простите мою не толерантность!) так и остались никому не известны. Пусть эти авторские разборки останутся на совести писателя, да не потревожим мы его усопшую душу.

Меня больше заинтриговала та часть книги, что посвящена началу процесса печатания книг в 15-16 веках и всем этим старинным рукописям, древним и запретным инкунабулам. История про книгу «Девять врат», мне кажется, выросла не на пустом месте. Все то время, что существует человечество, которое верует в Господа Бога, в нем непременно находятся желающие увидеть как Господа, так и Дьявола. И если Бог более открыт своим детям, и если уж не является к ним, то, по крайней мере, подает некие знаки, то его оппонент скрытен, да и Священный Синод постарался не допустить «знакомства» паствы с Сатаной. Но рождались такие умники как Аристид Торкья и создавали книги – подсказки для прохождения людей темный мир. Для меня книга «Девять врат» является полной преемницей древней книги «Деломеланикон», про которую с таким упоением рассказывает баронесса Унгерн, а она (книга), в свою очередь, отсылает меня к «Некрономикон», которая часто упоминается в произведениях известного мистика Говарда Филипса Лавкрафта. Мне кажется, автор, вплетая в сюжет своего произведения историю о создании и применении книги «Девять врат», ставит читателя перед выбором – верить ему в существование таких древних манускриптов или нет. Но то, что во все времена люди стремились получить власть над миром и управлять силами природы – это неоспоримый факт. Так что появление «чёрных» книг, или гримуаров, вполне возможно. И гонения святой инквизиции за печатниками таких книг вполне объяснимы.
Очень понравились все главные герои без исключения. Прежде всего, - Лукас Корсо. Да, мне понравился этот субъект, которого можно назвать скопищем пороков. Типичный интроверт, не любящий людей, а только использующий их в своих целях, абсолютно не эмоциональный человек, холодный и циничный, но в тоже время имеет феноменальную память, хорошо разбирается в истории в целом и, в частности, в истории книгопечатания, помнит содержание книжных каталогов и «балуется» латынью. Этакий волк – одиночка, но иногда, когда необходимо, может прикинуться бедной овечкой или глупым кроликом, не плохой психолог и «чтец» душ человеческих. Иногда мне казалось, что он ненавидит книги, а иногда – что он благоговеет перед ними и готов покланяться отдельным изданиям. Несомненно, жаден до денег, но в любой ситуации контролирует себя и свои эмоции. Вот такая противоречивая личность.

А Ирэн Адлер? Ну, чем не хороша? Очень загадочная персона, так до конца и не раскрыта ее сущность. Ангел – хранитель для Лукаса или женщина – дьявол? Самоуверенная, хладнокровная, смелая, не думаю, что влюблённая, но старающаяся это доказать. Она манит и пугает Лукаса, да и читателя тоже, своей красотой и скрытностью, часто возникает ниоткуда, но всегда в курсе всех событий жизни Корсо. А еще эта красотка постоянно читает, хотя у меня сложилось впечатление, что делает это она для вида, ведь она путешествует уже очень много веков и, наверное, видела все, что написано в книгах, просто вживую. Кто знает!

Борис Балкан – вот уж фигурант книги. Человек, несомненно, имеющий массу достоинств – начитан, имеет профессорскую степень, преподает, ведет литературный кружок, рецензирует и переводит книги, разбирается в древних рукописях и манускриптах. Большой поклонник А. Дюма, создатель и руководитель клуба его почитателей. Но Борис не так прост – мне он показался кукловодом, дёргающим за верёвочки, к которым подвешены куклы – человеки.
Особенно меня поразил Виктор Фаргаш. Вот уж поистине фанатик книг! Совершенно обнищавший аристократ, у которого беззаветная любовь к книгам давно перешла в болезненную манию. Доведя себя до совершенного истощения как морально, так и физически, он, тем не менее, привязан к своим книгам как к родным детям, и даже мысль о продаже очередного экземпляра бросает его в дрожь.

Но больше всего мне понравилась баронесса – Фрида Унгерн. Во – первых, отсылка её фамилии к реальному барону Роману Унгерну, во – вторых, опять же лёгкий намёк автора на схожесть Фриды с реальным человеком – философом и оккультисткой Еленой Блаватской. Фигура баронессы не менее загадочна, чем остальные – заядлая библиофилка, имеет обширную библиотеку, пишет книги, особенно по оккультизму и о Дьяволе, которому поклоняется. Не доверчива, высокомерна, несомненно, начитана и очень образована, проницательна и хорошо разбирается в людях, причем любит водить дружбу с сильными мира сего.
И это далеко не все персонажи книги, безусловно, автор собрал очень разных любителей книг в одном произведении. Также понравился стиль автора, когда рассказ ведется со слов двух разных людей, это как смотреть на предмет с двух совершенно противоположных сторон. Для меня в этой книге хватило всего по не многу – мистики, детективной истории, любовной линии, загадок, намёков на масонство, лёгкой готической ауры, демонологии. Особенно мне понравился финал – жаль Варо Борха, он так хотел повстречаться со своим повелителем, но жёстко его обломали братья Педро и Пабло. Никогда не думала, что прочитав книгу, захочу буквально через неделю прочитать её снова. «Что ж, книги преподносят нам подобные сюрпризы….» - здесь я соглашусь с охотником за книгами.