Больше рецензий

Uchilka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 декабря 2020 г. 10:38

814

4

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

В варшавском театре начинается очередной сеанс популярной постановки. Перед зрителями разворачивается увлекательная почти детективная история, в которой выжившие в войну члены отряда собираются вместе, чтобы вычислить предателя, выдавшего их немецким фашистам. В конце спектакля приговорённый к смерти предатель гибнет от пистолетного выстрела. Вот и в этот раз всё идёт строго по сценарию. Актриса хватает оружие, прицеливается и бах! Предатель валится на пол, зал рукоплещет. И только помреж замечает, что что-то не так. Он даёт знак механику опустить занавес, а сам мчится к распростёртому на сцене телу. Да, помреж не ошибся - актёр убит самым настоящим образом.

Убийство на сцене было обыграно уже множество раз у самых разных детективных авторов. Ежи Эдигей предлагает читателям свой вариант, который лично мне пришёлся по душе. Что отличает его от остальных? Во-первых, никаких частных детективов. Расследование традиционно для этого автора ведёт польская милиция, где в роли вдумчивого и справедливого представителя закона на сей раз выступает прокурор. Во-вторых, и это самое интересное, весьма необычно скроен сюжет. Все собранные косвенные улики указывают на помрежа, ведь ни у кого в театре, кроме него, не было мотива для убийства. Несчастного отправляют под арест. Сидя в тюрьме, в попытках доказать свою невиновность он строчит письма прокурору, вспоминая все детали предшествующих преступлению, а также высказывает свои мысли и догадки.

Расследование на страницах книги действительно честное. Все проверенные факты мы получаем сразу же по мере поступления. Нервное напряжение нагнетается тем, что все факты лишь укрепляют веру в виновность сидящего в тюрьме помрежа. И только ближе к концу появляется некий просвет. Рассказывая о своём видении хорошего детектива, Ежи Эдигей говорил, что читатель должен догадываться, кто убил, прочитав три четверти романа, но окончательно утвердиться в подозрении лишь на последней странице. Примерно так тут и получается. Конечно, правильная мысль мелькнула раньше, чем в последней четверти, но писатель ловко увёл в сторону. Очень достойная вышла книга.

Моб КЛУЭДО