Больше рецензий

8 декабря 2020 г. 15:57

301

3

Лампомоб-2020: 10/12

Двойственное ощущения осталось от этой книги. Какие-то моменты очень понравились, но другие показались очень странными. И поскольку одна из самых неудачных глав, на мой взгляд, это последняя, то общее впечатление осталось так себе.

История трёх женщин - бабушки, матери и дочки, а на самом деле даже шести поколений женщин одной семьи, хотя младшие два упоминаются совсем вскользь. Мы знакомимся с историями Анны, её матери Юханны, её бабушки (а значит, матери Юханны) Ханны, а также отчасти её прабабушки Майи-Лизы. Все эти женщины жили долго, рожали друг друга относительно поздно, поэтому жизнь Ханны и Анны, например, проходят на фоне совершенно разных миров, а уж жизнь Майи-Лизы и Марии, старшей дочери Анны, как будто совсем не имеют точек прикосновения. Однако что бы ни происходило на фоне, есть во всех этих историях что-то общее - ведь испокон веков и во все времена женщины сходятся с мужчинами, рожают детей, воспитывают, взрослеют и старятся.

Что интересно в этой книге? Конечно же, бытовые подробности. Какой была она - жизнь в Швеции в конце 19 века, к примеру. Что волновало людей в те или иные времена, как вообще всё это происходило. Повествование, особенно часть про Ханну, очень затягивает.

Но общая идея книги мне осталась непонятной, как и её композиция. Дочитав эпилог, я так и не поняла: а зачем всё это было? Да, истории Ханны и Юханны интересны, но главной героиней вроде как является Анна, это она пытается понять себя, вникая в истории матери и бабушки. Но получается это всё как-то очень уж странно.

Есть спойлеры

Книга начинается по сути с конца. Юханна доживает свои последние дни в доме престарелых, она уже давно не узнаёт родных, не реагирует на их слова, она ушла в свой собственный мир. Анна навещает её, но не может ни о чём с ней поговорить. Её это мучает - не очень понятно почему, но книга ведь только начинается! - и она разбирает какие-то записи, вроде как собирается написать книгу.

Затем мы переходим к истории Ханны, отправляясь во вторую половину 19 века. Повествование ведётся от третьего лица. И совершенно непонятно, откуда Анна узнаёт все эти подробности. Упоминаются какие-то записки, то ли Ханна их сделала, то ли кто-то за ней записывал? Но повествование очень подробно, один человек так рассказать не может - там раскрываются мысли многих героев, подробности, которые не могла знать сама Ханна. Для обычной книги такое повествование совершенно нормально - семейные саги так и пишутся. Но здесь же другой случай. Мы вроде как идём вслед за Анной, которая пытается проникнуть в историю бабушки. И совершенно невозможно понять, какая часть информации даётся только читателям, а что из всего этого узнает Анна.

Затем история Юханны. Тут вроде как больше определённости. История написана от первого лица - Юханна решила записать свои воспоминания. Действительно, мы смотрим на происходящее её глазами, всё логично. Нет чужих мыслей, нет чужих ощущений - всё только от Юханны. И всё равно ощущения неестественности сохраняется. Для кого она пишет, для чего? Почему выбирает именно эти события, кому и что она хочет рассказать - ничего не понятно. А заканчивается её история в тот момент, когда она уже практически уходит в себя. Выходит, она пишет уже оттуда, из болезни?

В финальной части Анна снова много мечется. Вроде бы что-то понимает про себя, а вроде и нет. Её жизнь показана как-то очень трагично, словно она испытывает какую-то чудовищную вину - только непонятно, почему и за что. Её отношения с мужем тоже описаны очень странно. В целом какой-то очень замороченный персонаж. И вот она прочитала историю Ханны, осмыслила историю Юханны, потом эта сцена с наследством - и всё? А к чему всё это было? Честно говоря, я так и не поняла идеи.

На заднем плане мелькают другие женщины. У каждой из героинь был муж, и у каждого мужа - мать. И все эти матери как-то странно похожи между собой. Но ни одна из героинь не решилась наладить со свекровью отношения. Какое-то тоже очень непонятное ощущение. Показаны женщины, их мир, их сложности, их стремление к самостоятельности, их желание чувственности. И другие женщины - которые описываются какими-то странными монстрами. Одни героини страдают из-за своих мужчин, которые в свою очередь страдают из-за своих матерей. Какая-то очень сложная конструкция.

Стоит также добавить, что работа переводчика тоже не слишком хороша. Текст какой-то негладкий, кое-где встречаются совсем явные огрехи. Например, в эпилоге одна из фраз Анна сопровождается ремаркой от первого лица ("ответила я"), хотя весь рассказ ведётся от третьего. В истории Ханны возникает момент, когда Август, обычный крестьянин, вдруг назван пастором и святым отцом. Опять же в эпилоге вдруг появляется какой-то непонятный второй ребёнок Юханны - или сделанный ею аборт, по тексту вообще невозможно разобрать, что имеется в виду.

свернуть

Все эти нюансы очень сильно испортили впечатление. Если поначалу мне хотелось оценить книгу достаточно высоко, то чем дальше, тем ниже я опускала оценку. Нет, не плохо, но хорошей книгой я бы не назвала.