Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

7 декабря 2020 г. 06:44

4K

Было что-то удивительно обыкновенное и ужасное в ее истории. В ней самой.

2020-й год сводит с ума и толкает людей на крайности.
Я, похоже, утратила ясность суждений и разучилась оценивать книги, которые кажутся мне слишком неоднозначными, а потому выкатываю новый тег - собственный аналог "казнить нельзя помиловать", где проблему места расположения запятой каждый решает для себя сам, я же малодушно умываю руки.
"Девятый дом" отправляется в эту категорию следом за "Опиумной войной" и "Провиденсом". Чарующее и масштабное завораживающее здесь соседствует с низкопробным, отвратительным и странным, так что с оценкой разбирайтесь сами, а я лишь могу рассказать о пережитом опыте.

Опыт я, надо сказать, подпортила себе сама. В свое время влюбилась в "Шестерку воронов" и подсознательно ожидала чего-то похожего. В результате влетела головой в стену. Только страниц через 100 удалось смириться с тем, что здесь не будет ничего даже отдаленно напоминающего Кеттердам, и принять решение перечитать всё заново, чтобы дать истории второй шанс.
В результате удалось разглядеть неплохую героиню. Алекс - первокурсница Йельского университета, которая совершенно не вписывается в это элитное учебное заведение, потому что у неё нет ни происхождения, ни денег, ни социальных связей, ни особого ума. В свои 20 лет она так и не закончила школу, зато успела стать единственной выжившей в кровавой бойне в доме дружка-наркоторговца. А еще она видит призраков. Просто так, без всяких зелий, которые другим приходится принимать с риском для жизни. И эта необычная способность делает героиню настолько нужной, что ей помогают поступить в Йельский университет.

У Йеля, видите ли, с призраками-Серыми свои заморочки.
Серых надо гонять, чтобы они не мешали деятельности местных тайных обществ, где богатые и могущественные творят всякие гнусные магические ритуалы, чтобы стать еще богаче и могущественнее. Алекс вербуют в "Лету" - организацию, призванную следить, чтобы восемь Домов Покрова, не (слишком) выходили за рамки приличий и не привлекали внимание обывателей.
Однако всё это читателю станет понятно далеко не сразу, а когда он продерется через многие десятки страниц истории, скачущей между тремя временными отрезками, в каждом из которых будет нагнетаться какая-нибудь тайна (исчезновение героя, убийство, массовое убийство).

И это первая проблема книги.
Структура и темп повествования настолько неоднородны, что где-то ты разом проглатываешь полсотни страниц, не успевая следить за сюжетными поворотами, а в иных местах намертво застреваешь на десятке листов невнятных топтаний. Это разочаровывает. А вместе с бесконечными скачками во времени и усиленными намеками на долго не разгадываемые загадки - еще и дезориентирует.

Вторая проблема - интеллектуальный снобизм.
Как и в "Тайной истории" Тартт, с которой не случайно сравнивают роман Бардуго, происходящее кажется насильно завернутым в напыщенно пафосную упаковку. Все тут так обильно цитируют, поминают и умно ссылаются, что текст порой просто перестает пускать внутрь, словно отталкивая и насмехаясь над неучем в твоем лице. Впрочем, подобное ощущение роднит читателя с главной героиней, так что вполне может быть средством реализации авторского замысла.

Третий минус - работа русскоязычного издателя.
Вторую половину книги редактор и корректор, кажется, вообще не читали. Не знаю, сроки у них там горели или что, но количество пропущенных в печать ошибок, опечаток, повторов слов и прочего ближе к финалу нарастает лавинообразно.

Что касается плюсов, то для меня главным стала невероятная атмосфера.
С первых же страниц от этого Йеля, со всей его историей, традициями и характерным языком, веет чем-то порочным, жутковатым и потусторонним. Выстроенный Бардуго на реальном фундаменте город увлекает и нервирует, а щедро рассыпанные автором детали, от роскошных описаний архитектуры и интерьеров до привычки стильной профессорши ароматизировать чай свежей мятой, растущей на подоконнике в её кабинете, создают неповторимую ауру, сильное ощущение места и его обычаев.

Не менее сильное впечатление производит здешняя магия - самый настоящий гранж вместо привычных волшебных палочек, мечей и прочих эльфов.
Эта магия с трудом поддается эксплуатации, её трудно понять, она грязная, дикая и опасная. И это просто отлично, потому что всерьез читать о седых бородачах в остроконечных шляпах в 21 веке, когда мир страдает от всякой навалившейся на него фигни, просто смешно.
А еще эта магия хороша тем, что создает ощущение какой-то огромной тайны, существующей по своим правилам где-то за пределами нашего восприятия. Она многому придает смысл, но также объясняет ту неясную тоску, что испытывают многие на пороге взрослой жизни, когда хочется большего, но не можешь понять, чего именно.

Бардуго, конечно, удивительный автор.
Она буксует и нарочито интересничает, до пародийного смешивает жанры и порой теряет персонажей за антуражем, слишком муторно отстраивает мир и явно перебарщивает с руганью и похабщиной там, где это не выглядит органичным.
Но она также дарит нам Алекс - героиню, которая с трудом выползла из ниоткуда и пытается просто пережить свой первый год в Йеле, не дав окружающей мути себя задавить.
А еще она дарит нам Дарлингтона, эстетствующего наставника, казалось бы, ничему свою подопечную не научившего, но в действительности передавшего ей главное - стремление добиться справедливости.
И, конечно, саму историю - с запутанным сюжетом и важными темами замкнутости и предрассудков, манипуляций и злоупотреблений, которая заставляет задуматься об истоках власти и привлекательности богатства, стоящего на эксплуатации простых людей.

Потому что магия не бывает доброй и хорошей.

Приятного вам шелеста страниц!