Больше рецензий

5 декабря 2020 г. 18:59

704

3 Социология махо-сёдзе

Из сборника статей академика А.А. Крупицы "Кто боится японских школьниц? Феномен махо-сёдзе".
Страшная правда, касающаяся как классических сёненов, так и классических махо-седзе, заключается в следующем: это произведения, ориентирующиеся в большей степени на людей определенной социальной прослойки, назовем ее для удобства "заранее отверженные". Все знают, насколько в японской культуре недозволительно быть "ниже среднего". Всем известно, насколько сильно такая бессмысленная для нас вещь, как школьная успеваемость, влияет на всю дальнейшую жизнь подрастающих японцев. Мы как-то привыкли, что на учебу можно и подзабить, эпоха ЕГЭ усугубила это тем, что по факту подзабить можно на все, исключая "профильные" предметы для поступления. В японской культуре не так: чуть подзабил => не поступишь => не устроишься => не будешь зарабатывать => крах, финал, ищи крепкий сучок в лесу Аокигахара.

В этом отношении седзе-ай, равно как и классические сёнены, выглядит апологией слабых, апологией тех самых людей "ниже среднего": Усаги, девочка максимально невыдающаяся, не имеющая каких-либо особенных интересов, не проявляющая ни в чем особо заметного успеха, вдруг оказывается избранным воином, притягивающем к себе соратниц, каждая из которых в чем-то ее превосходит, но никто из них даже не сомневается в том, что именно она, эта девочка со смешной прической, является их предводительницей. Обещание чуда тем, кому в жизни и остается надеяться только на чудо.

"Сейлор Мун" замечательна тем, что вышла за три года до переосмыслившего каноны меха-сёнена "Евангелиона". А на то, чтобы перелопатить жанр махо-седзе и создать посредством его деконструкции нечто принципиально иное, понадобилось и того больше времени: "Девочка-волшебница Мадока" выходит аж в 2011 году. Была, конечно, еще "Утена", однако в ней много меньше революционного, что бы не говорило на этот счет ее название. Это я к чему - в "Сейлор Мун" сконцентрированы все архетипы, свойственные чистому, неразбавленному махо-седзе, и именно поэтому она представляет интерес для всестороннего исследования самого жанра как феномена. Впрочем, всесторонним исследованием заниматься стоит начиная хотя бы с шестого тома, поэтому относительно первых томов мы ограничимся краткими замечаниями по разным поводам.

Конечно, симптоматична в истории Усаги Цукино вот эта потрясающе прямая и беззастенчивая установка на производство сопутствующих товаров: видна рука японцев, в плане умения создавать узнаваемых брендов способных на равных посоперничать с США. Что становится инструментом для превращения обычных японских школьниц в воинов на защите добра и справедливости? Разумеется, шариковые ручки, украшенные своеобразной символикой. Вся прочая атрибутика команды в матросках, включая даже здешнего маскота - все придумано именно так, чтобы хотелось тут же пройти до ближайшего магазина игрушек и купить себе ручку Сейлор Меркури и плюшевую Луну. Еще один шаг на пути к мечте для девочек, которые плохо учатся, любят поспать и иногда поплакать, играют в видеоигры (увлечение Усаги Цукино, кстати, весьма пророческое: в постмодерновом "Watamote" на увлечении дэйтинг-симами строится половина конфликтов).

Стоит понять, что все вышесказанное ни в коем случае не является критикой "Сейлор Мун". В конце концов, нельзя же порицать попытку изучить особенности произведения, ставшего настолько резонансным и культовым. К тому же, первые шесть глав, собранных в этом томе, по сути являются стандартной затравкой любой манги и любого аниме с героем избранным:
- героиня обнаруживает свою избранность;
- поэпизодно появляются соратники героини;
- появляется антагонист, о чьих целях и мотивации, впрочем, мало чего известно;
- при всем этом присутствует некий волшебный помощник-маскот и загадочный персонаж-любовный интерес;
- ect., ect., ect.
Впрочем, морфология махо-седзе - разговор отдельный, причем пересечений с трудами Проппа о морфологии волшебной сказки обнаружится не так уж много, как может показаться на первый взгляд. О поэтике, архитектонике, метафизике "Сейлор Мун" мы еще поговорим в наших следующих заметках, а это достаточно пространное вступление за сим можно считать завершенным.

***


Об авторе:
А.А. Крупица, академик. Годы жизни: 1954-2018.
Посвятив жизнь изучению теории струн, в начале нулевых сместил сферу научных интересов в сторону генезиса и развития жанра махо-седзе.
В связи с тем, что научное сообщество долгое время не признавало за мангой и аниме статус объектов, имеющих культурную ценность, растерял всех друзей, связался со шпаной, начал играть в орлянку и покатилось.