Больше рецензий

5 декабря 2020 г. 11:10

416

2 Сборная солянка сомнительного качества

“Петля будущего” - это первая книга трилогии. Основное действие происходит в тюрьме, которая управляется с помощью ИИ (как и весь мир в целом). Структурно она делится на два участка: “Аркан/The LOOP” и “Блок”. В “Аркане” содержатся заключенные до 18лет, приговоренные к смертной казни, но имеющие право на “Отсрочку” взамен на опыты раз в полгода. После 18 лет заключенного переводят в “Блок”, где опыты ставятся беспрерывно. Почему я так детально описываю тюрьму? Просто у меня остался вопрос к русскому переводу названия книги, насколько оно действительно отражает суть? Если в самом тексте и в оглавлении "The Loop" переводят как "Аркан".

Однако, еще больше вопросов у меня к редактуре. Ошибок много - это и постоянные “Яканья”, это и опечатки, порой отсутствие запятых и лексические ошибки вроде: “провалиться прахом” или “сохраняя максимальную дистанцию подальше от солдат”... Ну и, наверное, чтобы добить читателя, повторяющиеся сноски к одному и тому же слову.

Но вернемся к сюжету. Книгу условно можно поделить на 2 части. Вводная часть рассказывает про мир и рутинный быт заключенных-подростков в “Аркане”, вторая же часть - неожиданно превращается в некий “зомби”-апокалипсис.

Если открыть оглавление, можно заметить, что одна глава равняется одному дню, что-то вроде дневника, а так же можно отследить перемещения героев по локациям. Хочу отметить, что пару раз автор умело использует структуру дневника для создания ощущения того, как пролетает время... день за днем... одно и то же… и так по кругу.

Но в целом книга мне напомнила дюжину других. Я бы даже сказала - это некий симбиоз, правда который так и не сложился в единый пазл. Сейчас вряд ли удивишь читателя миром, где правит ИИ, где существуют киборги или человечеству угрожает вымирание из-за вируса. И в принципе, ничего страшного в копировании нет - было б умело написано. В данной же книги осталось много дыр.

Как произошло классовое деление на Совершенных, Безупречных и Убогих?
Кто правит миром? Какова структура?

Из-за того, что книга ограничивается тюрьмой, читатель получает минимум информации о мире. Есть регионы, есть Смотрители регионов, есть Тюрьма с единственным надзирателем. Вот и вся структура. Даже районное деление регионов описывается смутно.

Зато довольно реалистично приоткрывается изнанка правления после 3ей Мировой войны.

Что же касается героев… В начале их слишком много, но много только имен, а не полноценных личностей. Просто масса заключенных. Пару отличительных черт не делают героев достоверными и живыми, чтобы проникнуться к ним симпатией и начать переживать за происходящее с ними. Даже прошлое не всех героев раскрывается, а ведь все они преступники, приговоренные к смерти.

И несмотря на то, что главному герою уделяется больше времени, с ним тоже не возникает эмпатического контакта. Хотя структура дневника сама по себе должна была способствовать пониманию героя, раскрытию его глубинных мыслей и эмоций. Это же почти дневник! Но, к сожалению, прием не использован во всю силу. В итоге получилось обычное повествование каждого дня.

Сопротивляются ли герои системе? Борются ли за свои права? Или пытаются сбежать? На все вопросы ответ - нет. И нельзя винить ИИ за их заключение, ведь они по факту виновны. Так что мне не совсем понятно их недовольство.

В итоге герои просто смирились со своей судьбой. Никакой мотивации, абсолютно ничего.

А единственная попытка побега совсем нелогична. Каждая “Отсрочка”, то есть опыт - может иметь смертельный исход. Это не секрет. Герои все знают, понимают, смиренно ждут. Так почему именно данная “Отсрочка” заставляет бежать и паниковать? Если ранее даже мыслей таких не возникало.

И таких нелогичных поступков героев предостаточно. Например, когда начинается “война”, герой вместо того, чтобы сбежать, когда наконец-то предоставился шанс...вместо того, чтобы проверить, есть ли раненые среди оставшихся друзей… просто идет в одиночку непонятно куда и к кому, чтобы спасти...хм… возлюбленную? Нет. Он, конечно, проникся к ней симпатией, но это скорее привязка на фоне одиночества.

По сути именно на базе общего заключения и формируются связи между героями. Крепость таких уз - под вопросом, особенно, когда объедение необходимо для выживания.

Почему сразу нельзя было собраться группой и разведать обстановку вместе? Решая, как сбежать и как спасти раненых?

Но нелогичности и ляпы есть не только в поступках героев, но и в самом сюжете. Например, избирательное отключение электричества. Само по себе - это оказалось возможным, вопрос в другом. При наличии исправного видеонаблюдения, как вообще допустили побег? Почему при отключении электричества, разрядились и пришли в неисправность автономные устройства?

Почему надзиратель приносит обед, если завтрак и ужин поставляются с помощью технологий?
Почему у надзирателя нет сменщика?
Почему глухая героиня порой слышит, а слепой не испытывает никаких трудностей передвижения?
Почему вместо того, чтобы как-то закрепить, прижать кнопку детонатора, герои носятся с ней, боясь отпустить. При этом теряют сознание, подтягиваются на крышу одной рукой, дерутся - но кнопку не отпускают. Фантастика.

В какой-то момент главный герой вообще становится на пару страниц Рэмбо. Впервые убивает, при этом даже не вздрогнув, стреляет будто родился с пулеметом в руке. Но самое шикарное - его речь, где он пафосно клянется убить Главного злодея, устроившего всю завурушку. Напомню - это мальчик, который тихо, мирно сидел в заключении и даже после не раз был готов сдаться и умереть. Поэтому могу только крикнуть - “Не верю!” на его пафосные речи.

В принципе, идея, которую пытался донести автор - понятна. И, скорей всего, далее в цикле продолжится война людей и “машин”. Вот только, мало того, что идея вторична, так еще и воплощение получилось очень слабым.

КНИГокритик [подвид субъективный]