Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

5 декабря 2020 г. 09:26

340

5 Книга, которая позволит "пообщаться" с автором

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре.
Спойлеры невозможны, а вот кат — вполне.

Плюсы: приятный язык и структура текста, правильная сортировка и размещение информации; разнообразие тем, скреплённых единой огромной темой; возможность познакомиться с внутренним миром автора; пища для размышлений на обозначенные в книге темы и т.д.

Минусы: кому-то может привидеться частичное самолюбование автора [его, кстати, нет и написано всё в довольно скромных выражениях] и специфичность самой книги [вопрос интереса к автору, как к личности и как к творцу].

Мысли: оглядываясь на список прочитанного, пожалуй, могу сказать, что сборники эссе моих любимых авторов — лучшее из того, что может составить мне компанию на вечер.

Итак, с технической точки зрения к этому сборнику "бесед" у меня нет никаких претензий. Читателя встречает и ведёт по книге приятный язык [который можно услышать в прекрасном исполнении Игоря Князева]. Каждая беседа представляет собой несколько черновиков, объединённых общей сквозной темой. Вообще данные тексты были написаны Мураками-сенсеем для возможных публичных выступлений, однако, по личным причинам автора тексты так ему и не пригодились по первопричине их создания.

И далее, и далее, и далее...

В данном случае повествование от первого лица является уместным [и даже необходимым] условием. А названия глав прекрасно помогают ориентироваться в сборнике, предоставляя читателю возможность знакомиться с мыслями автора как в предложенном порядке, так и по своему усмотрению начинать с интересных ему тем.

В плане внутреннего наполнения это была крайне уютная книга. Не совсем в привычном понимании этого определения: тут нет чая, кофе, милостей и прочих атрибутов такого понятия. В данном случае я говорю об атмосфере, которой проникаешься по мере продвижения сквозь мысли автора. Эта книга построена в формате публичных бесед-выступлений, то есть не совсем монолога. Несмотря на то что оратором является автор, в книге достаточно моментов, когда читатель невольно задаёт вопрос или останавливается, дабы обдумать очередную идею и впоследствии согласиться или не согласиться с ней. Благодаря этому перечню бесед у читателя есть возможность поближе узнать самого автора и присмотреться к бульону, в котором тот варится вот уже тридцать пять лет.

Думаю, если вы ранее читали иные книги Мураками подобной направленности, то многое из сказанного в этом сборнике будет вам уже знакомо — например, размышления по поводу тела и духа [привет, «О чем я говорю, когда говорю о беге» ] или о пристрастии Мураками-сенсея к музыке и, в частности, к джазу [ «Джазовые портреты» и «Радио Мураками» ]. При этом можно ознакомиться с мыслями автора о самых разных сферах жизни и литературной деятельности. Честно говоря, беседа о премиях меня особенно порадовала. Как человек, который зачастую после прочтения "премированных" книг сидит с мыслью: "Ребята, вы серьёзно?", я была действительна рада прочесть вполне логичное размышление о том, что по сути своей премия — это, конечно, хорошо, но это не показатель качества.

Так же меня удивила прямота, с которой писатель высказывался по поводу образования. Ведь, к сожалению, что в его годы, что в годы моего обучения, что прямо сейчас — обучение в школах и колледжах в большинстве своём сводится к тупому заучиванию и натаскиванию детей и подростков на сдачу экзаменов. Которыми, кстати, детей потом ещё и пугают. А зачем? Кому это надо-то?

И, дабы не распыляться далее: остальные беседы оставили у меня приятное впечатление, позволив заглянуть "на творческую кухню", лишний раз убедиться, что есть профессия писателя: что это везение и длительный одинокий труд. Что человек "соображающий быстро" вряд ли может написать добротную прозу, поскольку для неё как раз-таки необходим тихоходный вариант мыслительного процесса. Что порой редактор, который тебе не симпатичен, может оказаться полезнее для дела, нежели подобострастный поддакивальщик [в принципе, закономерный момент во всех видах работы] и многое другое.

Да, эта книга, по сути, не является чем-то новым и во многом не открывает новых горизонтов [ни в плане личности автора, ни в плане тех или иных описываемых им моментов]. Но она всё равно прекрасна, поскольку подобна долгожданной встрече со старым другом, которого ты давно знаешь, но не устаёшь слушать его рассказы о книгах, людях, путешествиях и жизни.

свернуть

Итог: думаю, что для людей, ранее не читавших Мураками-сенсея, книга может стать хорошей отправной точкой для знакомства с автором. Так же как и для людей, попробовавших его прозу и которым она не пришлась по вкусу. Да, романы Харуки Мураками довольно специфичны, однако, его нехудожественные тексты значительно отличаются от них.

В общем, я в восторге и знаю, что куплю себе в бумаге на Новый год, а также положу в виш-лист [и благополучно об этом забуду] упомянутую в произведении книгу Дмитрий Коваленин — «Суси-нуар. Занимательное муракамиедение» .

Книга прочитана в рамках игры
"Собери их всех!" [M7 “Вулканический пепел”].