Больше рецензий

8 июля 2012 г. 18:51

294

4

Примечателен в "Корсаре" прежде всего образ главного героя, от сходства с которым Лорд Б. открещивается с подозрительным рвением. Примечательно также то, что этот образ раскрывается прежде всего со слов автора, из описаний и эпитетов. Так мы узнаем, что Конрад был ужасным злодеем, на деле же наблюдаем в нем бескомпромиссного аскета, храбреца и рыцаря, преданного личному Идеалу, воплощенному в ничем не заслужившей такого счастья (в обоих смыслах) женщине, но хотя бы отвечающей взаимностью. Что собой представляет этот "byronic hero", никому рассказывать не надо, виновник словосочетания всю жизнь раскрывал концепцию настолько самозабвенно, что архетип прочно вошел в систему европейского коллективного бессознательного. Многие сочтут эту его основную заслугу перед мировой культурой сомнительной, с чем я согласиться не могу - Байрон со своей страстью и искренностью достоин настоящего восхищения и ни в коем случае снисхождения в манере Элиота.

В композиции поэмы центральный образ существует как самоцель, ради себя самого. Разочарованность и очевидность главаря пиратов таковы, что он никак не влияет на происходящее и за все время оказывается перед каким-либо выбором один или два раза притом, что действие динамично, происходят всякие приключения, битвы и побеги. Конрад все время изображает из себя готическую фукусюсю, а активно действует (во второй части) красавица Гюльнар. Она же и создает сюжет. С такой замечательной энергичной сарацинкой поступить бы главному герою как Фон Глейхем, имперский граф, да только для этого нужна хоть какая-то связь с миром, а она у главного героя только одна и дорога ему тоже только одна, впрочем, как и автору, тоже, кстати, борцу с сарацинами. Чем все, собственно, и завершилось.