Больше рецензий

3 декабря 2020 г. 11:26

186

0 А чужаками-то оказались вовсе не инопланетяне

Теоретически, это янг-эдалт (ввиду возраста героини), но на самом деле, кажется, чтение для всех. Сюжет незамысловатый и поначалу даже стандартный - девочка-подросток из окраинного племени, никогда не покидающего своих земель, летит учиться на другую планету, прекрасно понимая при этом, что домой вернуться уже вряд ли получится. Но учиться хочется больше. По пути на корабль нападают т.н. "медузы", извечные враги человечества, героиня оказывается единственной выжившей и ухитряется наладить контакт с медузами (тем более что среди них есть своя такая же девочка, хоть и синяя, и со щупальцами). По итогу может даже показаться, что фантастика эта опоздала лет на тридцать-сорок, когда еще серьезно можно было воспринимать наивные книги о том, что все люди (и не-люди) братья и как-нибудь да договорятся, даже если сначала и подерутся. Медузы эти загадочные - ну типовые же пришельцы, с мотивами, которые непонятны поначалу, но оказываются совершенно человеческими в итоге, не той формы, не того цвета, но в итоге, в общем, немногим от нас отличаются.

А вот кто отличается, так это героиня - даром, что уж она-то человек на сто процентов. Ее культуру Окорафор, очевидно, создавала по мотивам африканских культур, и знаете, медузы нам как-то ближе. Девушка, которая искусно собирает астролябии - не навигационные приборы, а некие загадочные приборы личного пользования, которые являются одновременно паспортом, медицинской картой, карманным компьютером и отдельным разумом, который может судить, насколько тебе нужна его помощь, - эта же девушка, собираясь в межзвездный перелет, первым делом готовит два кувшина специальной глины с жиром, чтобы постоянно покрывать ею свое тело, потому что без этого в ее народе обходиться просто немыслимо. Свободная, математически одаренная, умная - она, тем не менее, держит в голове какую-то абсолютно средневековую, с нашей точки зрения, межплеменную иерархию, которая не вызывает у нее ни гнева, ни желания хотя бы выйти из этой игры - выйти для нее все равно что перестать дышать. Казалось бы, какое зашоренное сознание - но нет, на корабле она отлично сходится с другими такими же будущими студентами и вместе с ними предается интеллектуальным удовольствиям, которым не может помешать никакая разница ни в цвете кожи, ни в статусе, ни даже в том, намазан ли твой собеседник хорошенько глиной или ходит голым.

(И эта чудесная тема науки и знания, сверхсилы, которая объединяет весь белый свет, прекрасно раскрывается в описании событий на планете-университете, где автор сначала говорит - вот, мол, профессор таких-то наук, и только спустя несколько строк потом выясняется, что у профессора крылья, или рог на носу, или еще что-то такое же неважное в мире науки.)

Если бы Бинти, героиня, была написана чуть-чуть более по-европейски, получился бы приятный, но довольно заурядный рассказ о том, что все мы разные, но при этом можем найти общий язык, да-да, спасибо, кто ж об этом еще не слыхал в современном-то мире. Но сильная африканская тема делает свое дело - читатель вдруг понимает, что ничего он не понимает, что все действия этого существа, нет, не медузы, а девочки Бинти, ему чужды, странны, совершенно непонятны, и сам начинает чувствовать себя немного медузой. И вот это, по-моему, и есть главная, очень сильная фишка книги.