Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

3 декабря 2020 г. 07:51

3K

3 Книга со сменой ракурса

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре.
Спойлеры и кат в наличии.

Плюсы: динамика, моменты военной "хитрости", лёгкая смена фокуса повествования.
Минусы: нарастающая сумбурность происходящего и жестокость [как обычно :)].

Мысли: как и было ожидаемо, писательница и впрямь нарочно задвигала Эглантину на задний план в "Осаде" ради того, чтобы отвести ей бо'льшую роль в "Сокрушении". Но обо всём по порядку.

На технике задерживаться не буду. В данной части всё так же, как и в других книгах цикла. Ну, разве что песенки Сумрака несколько приелись.

Что же до художественной составляющей... Да, тут есть о чём поговорить. Особенно учитывая, что я пока не решила, буду ли читать шестую книгу цикла [за отсутствием доп. мотивации]. Впрочем, мои планы к разговору пока не имеют отношения.

Итак, наверное, стоит начать с объяснения того, о чём я упомянула в названии рецензии. Сменой ракурса/фокуса я решила обозначить такой момент, как разделение книги между двумя центральными фигурами. Как говорилось выше, в прошлой книге Эглантина была намеренно задвинута на задний план, так что нет ничего удивительного, что в этой истории она была вторым центральным персонажем. И, возможно, ей уделено чуточку больше места, чем Сорену.

И так далее, и тому подобное...

Размышляя о прочитанном мне невольно хочется потыкать автора палочкой за выбор откровенно примитивного момента, который используется для разруливания почти всех конфликтных ситуаций в этой книге: гипнотическое воздействие крупинок, ныне именуемое "Сокрушением" [да, название книжки вновь прямиком отсылает к основной проблеме]. Например, Вислошейка сильно накосячила в прошлой книге. Её кто-то изгнал? Нет, её просто лишили места в Парламенте. Правда к концу этой книги додумались, что неплохо бы её сослать куда-нибудь подальше. Почему? А потому что у бедняжки сердечко разбито из-за собственного предательства. Серьёзно? Окей, попытка в продвижение темы "благородства", но, будем честны, это скорее откровенная неосмотрительность.

Про оправдание Эглантины мне хочется сказать много чего и не совсем культурно. Ну, хорошо: она так же лишилась родительской опеки, выпав из гнезда; она подвергалась промывке мозгов и т.д. Хотя, конечно, для пущей убедительности в дело опять вступают треклятые "крупинки", которые подкладывает в гнездо коварная Рыжуха, но всё равно — Ниру она точно видела во время осады Древа и, мол, она настолько было оболванена, что узрела в Нире погибшую матушку? Это смешно.

Я уже не говорю о том, как Эглантина относилась к Примуле. Нет, понятно, что тут обыгрывается старый как мир сюжет: "Я тебя предупреждаю! Нет, ты меня ревнуешь! Ну и ладно! *Случается беда*". Причем, я так поняла, что сцены извинений так и не последовало. Разумеется, при побеге на это не было времени, но впоследствии, имхо, можно было всё же уделить пару строчек какой-нибудь трогательной сцене примирения.

Кстати, так же смешон тот факт, что "пленнице" позволено творить всё, что угодно. Она много раз явно даёт понять, что ей параллельно на порядки Стражей, а те, еноты их сожри, только и рады оправдать грубость "неправильным воспитанием". Самое обидное, что среди всех, похоже, голова на плечах сохраняется только у трёх сов: у Гильфи, Примулы и Отулиссы. Да, очень здравое решение: "делай что хочешь, дорогая; общайся с нашими малышками; ты может быть и шпионка, но мы всё равно тебе очень рады, давай полетаем!"

С таким отношением Великих Ночных Стражей нет ничего удивительного в том, что Академия творила свои чёрные делишки без особых проблем. При этом, как я не устаю повторять, совы из Сант-Эголиуса у нас катастрофически тупые, а Стражи —свободное совиное общество гениев.

Поэтому-то, несмотря на все зверства Чистых, честно говоря, нет ничего сверхъестественного в том, что сочетая в себе разум и дисциплину, они без особых проблем захватили Академию. Да, понятно, что основными червоточинами этой организации являются жестокость, высокомерие и жажда превосходства. Однако, а чем Стражи-то лучше? Они так же сражаются [кстати, используя огонь], так же считают, что совы самые крутые и имеют право вершить "добро". Да, у Стражей нет понятия "чистого вида сов", как у противоборствующего им клана, но... Что-то я не видела, чтобы Стражи одёргивали себя от мыслей, что совы лучше всех [например, те же уничижительные шуточки в сторону чаек и других птиц].

Что же до Ниры и Клудда... Братца Сорена в этой книге почти не было, а вот Ниру, честно говоря, даже было жаль. Нет, я понимаю, что она злодейка, чуть не убила Примулу с Эглантиной, но... момент с захватом [а в последствии — и уничтожением] яйца — это довольно грубый сюжетный ход. В этом плане писательница умудряется показать стойкость Ниры, умудрившейся достаточно быстро оправиться от потери дитя, за которым кинулась в догонку даже сквозь грозное пламя. А клятва мести в данном случае — вполне себе закономерный штамп.

свернуть

Итог: не могу сказать, что эта книга была лучше или хуже предыдущих. Однако, определённо наблюдается тенденция к скатыванию сюжета в какую-то ахинею. И это довольно грустно, учитывая, что при всём маразме вроде как дальше должно быть что-то интересное в связи с вводом новой грандиозной локации Северных Королевств не только на словах [как прежде], но и на деле. К тому же Отулисса явно чего-то там задумала по поводу исполнения своих разработок [мстя за "любимую Стрикс Струму"].

Но не уверена, что я продолжу чтение цикла, поскольку качество произведений явно снижается в попытках писательницы выехать на динамике и повсеместном "зомбировании" персонажей ради оправдания любой прихоти авторского воображения.

Книга прочитана в рамках игры
"Собери их всех!" [I5 “Совятня”].