Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 декабря 2020 г. 20:50

1K

4 Ушедший странствовать от жены

Признаюсь, немало удивлен, что этот яркий и неординарный рассказ Толстого до сих пор обойден рецензентами. Что же, возьму на себя бремя первенства и сотру предательский нолик а графе "рецензии" у этого произведения.

У "Корнея Васильева" трудная судьба, известно, что Толстой 15 раз переписывал относительно небольшой рассказ, который уместился на 15 страницах, а вот объем его черновиков составляет целых 220 страниц. Да и вынашивал Лев Николаевич этот замысел более 20 лет, услышав сюжет от олонецкого сказителя В.П.Щеголенка, посетившего Ясную Поляну в 1879 году. В изложении Щеголенка прототип будущего рассказа носил название "Измена жены". Толстой же в своей записной книжке пометил его как "ушедший странствовать от жены". Эти факты говорят о том, что тема произведения была невероятно значимой для автора.

Так получается, что наравне с куда более известным рядовому читателю "Отцом Сергием", "Корней Васильев" в некоторой степени предопределил финальный эпизод судьбы самого автора. Из этих произведений становится ясно, что Толстой годами вынашивал идею побега из дома и ведения жизни странника. И даже просматривается причина, которая толкнула писателя на такой неординарный шаг - гнетущее напряжение в семейной жизни.

Рассуждения писателя о половом вопросе, о демоническом женском начале, оказывающем фатальное влияние на мужские судьбы, о борьбе с пороком и искушением, об истинной святости в миру, рождали желание претворить свои теоретические выкладки в практику. Но прежде чем решиться на смелый шаг, Толстой пережил многие аспекты предстоящего опыта, усердно работая над произведениями, в которых анализировал подобную ситуацию, и "Корней Васильев" ближе других подошел к рассмотрению мучившей классика проблемы.

Зажиточный тороватый мужик Корней Васильев узнав об измене жены, не смог себя сдержать, жестоко избил её, искалечил дочь, нагулянную супругой, и ушел из дома. Толстой предлагает читателю Корнея как очень неплохого человека, ставшего жертвой собственной несдержанности, но эта несдержанность спровоцирована изменницей-женой, которая не задумываясь разрушила жизнь своего супруга. Ведь после этого случая Корней уже не смог вести своего успешного бизнеса, удар, нанесенный женой, его подкосил - пошли неудачи, он запил - и вскоре превратился в нищего.

Через 17 лет постаревший и больной Корней, уже несколько лет, бродящий по Руси, приходит на родину, чтобы умереть. Вначале он полон ядовитой претензии к супруге, ставшей причиной его падения, но увидев её - состарившуюся и высохшую, не желающую его узнавать - он осознал, что в нем нет к ней злобы, угнетавшей его много лет, а появилась умиленная слабость. И когда "злобная старуха" гнала его со двора, как случайного попрошайку, он испытал еще большее чувство смирения и унижения, откровенно разрыдавшись. Так Толстой изобразил финальное просветление главного героя - Корней простил и прощение исцелило его душу, не имея ни к кому претензий, осознавая, что жизнь прожита, он уходит из жизни в доме той самой дочки, которой в детстве изувечил руку. Дочь тоже простила отца, а вот жена - Марфа - не успела.

Так Толстой тонко определил главного виновника старой семейной трагедии. Отторгнув вернувшегося супруга, прогнав его со двора, она не только не простила ему его необузданной жестокости, но и отказалась признавать свою вину, которая спровоцировала большую беду. У супругов Васильевых был шанс составить пару, подобную той, что живет в чеховской "Скуке жизни", но Марфа не смогла переступить через свою гордыню.

Но и до неё дошло что происходит, и осознав, что взаимное прощение в такой ситуации - единственно правильный выход, она поспешила в соседнюю деревню - к дочери, надеясь застать Корнея в живых, но уже не успела. Рассказ заканчивается словами: "Ни простить, ни просить прощенья уже нельзя было. А по строгому, прекрасному, старому лицу Корнея нельзя было понять, прощает ли он, или еще гневается". Марфа не успела простить и не узнала, что была прощена, оставшись с камнем на душе - со своим неотпущенным грехом...

1243

Комментарии


Современные недруги семьи и противоуположенного полу, открыли для себя этот рассказ и радостно потирают ручки: тема пресловутого "семейного насилия" раскрыта!


Спасибо, Сергей, за интересную рецензию, затронувшую сложную тему ухода!

Толстой писал этот рассказ, шлифуя его многократно, специально для своего сборника «Круг чтения», в котором «Корней Васильев» и был опубликован в разделе «Недельное чтение» под темой «Покаяние». Толстой вложил часть своей души в этот сборник, отражающий его философские и религиозные взгляды. Лев Николаевич даже взял «Круг чтения» с собой, покидая в конце жизни свой дом.

В уходе же сам Толстой, конечно, видел обе стороны: и негативную (уход ОТ), и позитивную (уход ДЛЯ). Он очень подробно изучал индуизм и прекрасно знал, что в конце жизни индус рвёт все мирские связи и уходит в лес, а затем превращается в странствующего монаха. Лев Николаевич соглашался с тем, что удаление от людей есть средство приближения к Богу. Мысли о таком уходе применительно к себе посещали писателя задолго до реального бегства из Ясной Поляны. И мне кажется, что главным он считал именно позитивный аспект такой свободы – не ОТ, а ДЛЯ. Хотя оба аспекта, конечно, очень связаны друг с другом. Например, ещё в 1882г Толстой попытался сделать решительный шаг в сторону духовной жизни: ушёл из дома, но … утром вернулся. А в 1884г снова взял на плечи суму и оставил беременную жену. В ту же ночь родилась дочь Александра – и её отец вернулся опять. Толстой периодически говорил жене: «Или я уйду, или нам надо изменить жизнь», на что она отвечала обещанием убить себя в таком случае.

Взгляды великого русского писателя в последние годы жизни были особенно близки к мировосприятию индийских мудрецов. Его путь к «бегству из рая» оказался слишком долгим и мучительным, но пожить, как монаху, в уединении Льву Николаевичу довелось лишь 10 дней…


Спасибо. Энциклопедично )


Всё зло от баб. Вот почему Дюма избавил Д"Артаньяна от Констанции руками Миледи )