Больше рецензий

1 декабря 2020 г. 15:24

2K

2.5 Книга о неумении говорить словами через рот.

Оскар Шелл - достаточно странный ребёнок: он знает множество случайных фактов из самых разных сфер, играет в школьной постановке "Гамлета" череп Йорика, любит "Краткую историю времени" Стивена Хокинга, пишет выдающемуся физику письма, ходит к психологу и ведёт тетрадь с записями обо всём, что с ним случилось. А ещё его отец погиб во время теракта 11 сентября. Однажды найдя в старых вещах отца загадочный ключ, Оскар начинает поиски замка, который тот сможет открыть - и неважно, что в Нью-Йорке около 162-х миллионов замков.

Сначала я очень хотел похвалить автора за то, что он здорово изобразил ребенка-аутиста - многое в портрете Оскара как по учебнику. Книжка из-за этого читается и выглядит своеобразно, ну да ладно, художественный прием! Проблему я впервые заподозрил, когда действие переключилось с основной линии на второстепенную. Пока я думал, что её главный герой - это Оскар, только выросший, вопросов не было вообще. И даже странная и явно травмированная чем-то девушка сперва не смутила, потому как я-то думал, что автор хочет в первую очередь отрефлексировать трагедию 11 сентября и её отпечаток на поколении. Но когда я сообразил, что проморгал дату в начале фрагмента и это история его деда и бабушки, то озадачился.

Факт в том, что героев не-аутистов автор не умеет писать вовсе. Все его персонажи одинаковые, кроме, быть может, матери главного героя - и то потому, что её показывают как личность слишком мало, чтобы найти и у неё какого-нибудь жирного таракана. Более того: некоторое время спустя мне в голову начало закрадываться неприятное подозрение, что автор вообще пытался написать не аутичного, а самого обычного, только травмированного ребенка. Просто он не умеет. И что ещё хуже: героев за пятьсот страниц потока сознания без точек (автор их как доллары бережёт) мы узнаём едва-едва. Я вижу их странности и травмы, но не личность. Как сказал сам Фоер, "на что мы угрохали всю эту кучу времени, если ничего друг про друга не узнали?"

Честно говоря, линию деда я бы выбросил к чёртовой матери. Именно она портит книгу так, как не смогло испортить ничто другое. При этом без неё роман, на мой взгляд, только бы выиграл - и в размере, и в пронзительности, да и несостоятельности Фоера в написании разных героев я бы не заподозрил. Потому что если идти исключительно по истории Оскара, то это неплохое повествование с полуслучайным, но всё-таки удачным попаданием в аутичного ребёнка, рассказывающее историю тяжёлой личной потери и огромной травмы всей нации. Я не проникся ей, но такой истории, скорее всего, поставил бы что-то около 3,5. Но потом в книгу с ноги врывается история деда Оскара, который всю жизнь творит какую-то странную дичь, и всё резко летит в тартарары.

Давайте-ка проясним: ужасные события, пережитые человеком, не являются амнистией для всего, что он может в жизни наделать. А дед Оскара ломает жизнь своей семье увлечённо и со вкусом (я уйду! я вернусь! нет, снова уйду! мой внук, хочу общаться! не буду общаться!), придерживаясь амплуа возвышенного страдальца. При том, что его жена пережила ровно всё то же самое. Да, человека нельзя судить за его травмы, но как персонаж он провален. Этот престарелый мученик лишь отвлекает от основной истории, которая качественно куда лучше, и раздражает - настолько надумано и фальшиво вышли его трагедии. Не говоря уже про то, что его линия в очередной раз напомнила, как я не люблю книги на тему войны от молодых авторов с хипстерскими бородками. Которые в глаза войны (к счастью) не видели.

При интереснейших задатках, благодаря этой линии "Жутко громко и запредельно близко" для меня встало на одну полку с глубоко мне неприятным "Книжным вором". Полку книг от авторов, никогда не видевших ужасов войны, но очень желающих рассказать, как всё это страшно. Книг, давящих на жалость и паразитирующих на больных темах. "Жутко громко" несколько более качественно сделано, чем тот же "Книжный вор", у него хотя бы есть хорошая основная история. Но всё остальное, что есть в книге, эту историю просто калечит.

Комментарии


на одну полку с глубоко мне неприятным "Книжным вором".

Такая же история)


а с чего вы взяли, что мальчик - аутист?


С того, что по тексту он показался мне аутичным ребенком. Ему сложно строить контакт с окружающим миром, он проживает эмоции внутри себя, у него очень своеобразно построенная речь при большом для ребенка такого возраста словарном запасе, стереотипное повторяющееся поведение, склонность к определенному распорядку, слом которого вызывает стресс, и т.д.
Но, как я и сказал, к определенному моменту я сильно усомнился, что это герой аутист, а не просто автор не умеет писать.


Там было несколько моментов явно показваающих, что вам не показалось


Потому что у него люди не улыбаются, а раскалываются. Да и много там моментов жирно намекаюших о том, что ребёнок особенный