Больше рецензий
30 ноября 2020 г. 21:33
204
3
РецензияВчера долго смотрела на обложку книги и пыталась сопоставить, при чем тут женщина с оружием (каким-то аналогом шпаги, кажется) и кристаллом в руке и содержанием книги. Ничего похожего не нашла, а вот канделябр был бы уместен. Алтея Фейт (один из двух персонажей, с которыми мы начинаем знакомство в книге) их как раз коллекционирует; этот предмет также сыграет решающую роль в сюжете, когда Джейро (приемный сын пары Фейтов) будет пытаться найти записи о месте, где его подобрали Фейты. Занятия пары Фейтов - Хайлира и Алтеи Фэйтов в этой книги почти никак не раскрыты. Автор пишет, что «Алтея изучала музыку варварских или полуварварских народов» - в книге есть пара эпизодов, в которых появляются экзотические инструменты, на этом интересе персонажа также завязывается важное для сюжета знакомство Алтеи и Тауна Майхака (который впоследствии оказывается настоящим отцом Джейро). Хайлир, по словам автора, занимается теорией совпадающих символов. Какое-то время я ждала от книги откровений «а-ля Дэн Браун», но так не дождалась. Да и самой филофонии в книге как таковой нет, если не считать нескольких абзацев о происходящем на конгрессе эстетических философов.
Но что же происходит в книге? А вот что: мы наблюдаем историю взросления и возмужания персонажа по имени Джейро. Большую часть повествования мы находимся в мире Галингейла на Тайнете, где социальные уровни [что-то похожее на эту систему есть в книге Дж. Вэнса «Вечная жизнь»] играют решающую роль в жизни жителей планеты и поддерживются клубами - от нескольких аристократических кружков до более обширной сети клубов более низкого уровня. Существуют люди, которые не состоят в клубах - изгои, только называются они в книге по-другому. Тем старше человек, тем жестче к нему отношение в социальном смысле - это как раз и показано на примере Джейро. С другой стороны - в книге показан конфликт «родителей и детей», когда родители (Фейты) хотели одного - научной карьеры для своего приемного сына, с другой - сам Джейро хотел другого - стать космическим путешественником и раскрыть все тайны, связанные с его детством.
Другая часть книги - о происходящем на планете Фадер, чьей звездой является Лампа Ночи. Там мы видим цивилизацию, в которой социальное развитие шло по другому сценарию. На этой планете живут люди, связанные сложной системой ритуалов общения, переодевания и т.д. Рядом с ними живут сейшани, которые делают за них всю домашнюю работу. Другими созданиями, населяющими планету, являются белые вампиры и кочевники. Автор пишет, что первыми поселенцами планеты были биологи- генетики; в результате их работы и появились белые вампиры (прототип суперлюдей), сейшани (слуги, неспособные самостоятельно размножаться) и ряд кочевников (лоуклоры и др). Если бы не было сейшани, то структура этого мира была бы похожа на будущее из книги Г. Уэллса «Машина времени», с разделением на «элоев» (в книге Вэнса - неработающие аристократы) и «морлоков» (белых вампиров). С этой планеты - главный злодей книги Азрубал. С его махинациями также связана главная финансовая интрига книги, а также некоторые семейные тайны Джейро.
Почти в самом конце книги мы сталкиваемся с появлением в книге брата Джейро - Гарлета (попал в плен в детском возрасте), который почти всю сознательную жизнь содержался в маленьком помещении и питался только рыбой и кашей. У Р. Хайлайна в «Пасынках вселенной» переход персонажей из закрытого пространства (корабля) в открытый мир сопровождался агорафобией. У Вэнса это расстройство психики не упоминается, хотя шок от изменения условий жизни описывается. Если первая часть книги - роман взросления, вторая - детектив с финансовой подоплекой, то третья (связанная с Гарлетом) - психологический триллер. Из-за поворота сюжета тема адаптации взрослого человека, долгое время пребывавшего в заточении, к обществу мира Фадер (и к человеческому обществу в целом), осталась нераскрытой.