Больше рецензий

like_vergilius

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 июля 2012 г. 22:39

367

4

На описание "Войн за Иисуса" я наткнулась в "Афише", там она была заявлена как лучшая книга по истории, которую очень желательно прочесть этим летом. Я довольно легко купилась, потому что тема для меня актуальная - поздняя античность/раннее христианство, некое продолжение курса по истории Рима.
Книга написана очень энергичным, по-американски залихватским тоном. Тут есть и глава под названием "Евтихий наносит ответный удар", и смелые сравнения ("Слово надело на себя плоть, как мы можем надеть на себя куртку"), и упоминания популярных фильмов, которые, по идее, должны как-то скрасить запутанность отношений между христианскими группировками ("Монти Пайтон", например), и шокирующие заявления, готовые в любой момент перевернуть ваше мировоззрение - только откройте книгу ("Ход истории христианства зависел даже не от какого-то человека, но от одной определенной лошади - той, которая споткнулась в 450 году").
Но это даже к месту: тема сложная, фактов слишком много, а суть туманна. Тем не менее, после прочтения набираешься духу и знаний, чтобы парировать на заявления вроде: "Из-за какой-то пары слов в древности людей убивали, главное ведь - верить в Бога". Так-то оно так, но Дженкинс занимает здесь очень правильную позицию. Да, говорит он,

эту жестокость, как и любые гонения и насильственные обращения, оправдать невозможно. Но древние христиане правы в том, что страстно относились к этому вопросу, хотя они и применяли сомнительные средства.


Спор о природе Христа имел принципиальную важность для развития всего христианского учения. Если бы в "битве за Иисуса" выиграли монофизиты, кто знает, что бы сталось со всей европейской культурой: Бог был бы недостижимой, не имеющей никакого отношения к человеку сущностью (и никакой вам Сикстинской капеллы). Вы не волнуйтесь, Дженкинс расписал все гораздо красочнее (см. главу "Воображаемая альтернатива").
Кстати, по поводу глав. У англосаксов вообще очень неудобная для читателя манера давать книгам и главам загадочные названия, по которым практически невозможно догадаться, о чем в них идет речь. Для научного исследования это вдвойне невыигрышно, потому что с трудом находишь место, к которому хотелось бы вернуться, а это бывает часто.
Если говорить о других причинах войн за богословские, на наш взгляд, тонкости, то здесь Дженкинс дает широкий контекст ситуации. Империя окружена варварами со всех сторон, на людей обрушиваются природные катаклизмы, чума и неумелые правители. В такой обстановке было ясно одно: что-то идет не так, Бог наказывает жителей империи за ереси и беспорядки в Церкви (не забывайте, христианству в это время только 3-4 века). Единственный выход - эти ереси и беспорядки устранить.
В общем, книга определенно заслуживает внимания и времени, на нее потраченного. Немного огорчает то, что ее изданию посодействовал некий фонд "Здравомыслие", ратующий за атеистические идеи (издатели не поскупились на две страницы его описания). Мне кажется, что не следует смешивать принципы грамотного научного исследования по истории и подход группы людей, проповедующих "идеи секуляризма, закрепленных в Конституции России".