Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 ноября 2020 г. 16:58

4K

3 «Горшочек, вари! Раз, два, три. Больше не вари!»

У меня две новости: хорошая и не очень (для меня). Первая заключается в том, что роман Джейн Остин на языке оригинала есть на Ютубе в довольно хорошем исполнении (благо, срок действия авторских прав на классику давно истёк).
Вторая новость – книга мне в целом не понравилась. Роман, который обещал быть лёгким, ироничным и изящным, на деле оказался тяжеловесным и скучным. Другого я ожидала от романа, в центре которого молодая девушка с живым умом. Подавляющее большинство описаний характеризовал полный эмоциональный штиль. Это может показаться странным, но одним из наиболее эмоционально насыщенных эпизодов для меня была встреча Эммы Вудхаус с пасынком её бывшей гувернантки.
В результате героиня отмечает, насколько мистер Н. превосходит морально и интеллектуально мистера Ч.

Сама главная героиня, однако, мне понравилась (собственно, моя оценка книги только за образ Эммы). Писательница окрестила созданную её воображением девушку как «героиню, которая, если исключить меня, вряд ли кому-то сильно понравится».
Не знаю… Моё нейтральное отношение к Эмме статистику мисс Остин не портит. Плюс в том, что она предстаёт как реальный человек с достоинствами и недостатками. Иногда говорят, что наши недостатки есть продолжение наших достоинств. Действительно, в Эмме они образуют довольно обаятельный симбиоз. Её мировосприятие меняется по ходу романа. Какому-то личностному росту Эммы веришь, хотя описываемый временной отрезок занимает не больше года. Если коротко, скорая на решения и не чуждая озорству Эмма нисколько не сомневается, что вправе решать, за кого её приятельнице следует выходить замуж. Сама она под венец не собирается, ей комфортно живётся в отеческом доме. Мистер Вудхаус, убеждённый противник браков (для него любая новость о свадьбах приравнивается к маленькой трагедии), позволил дочери руководить их размеренным сельским бытом и свободно принимать решения относительно своей жизни.
Намерение оставаться холостой не мешает Эмме открытым текстом навязывать свою позицию по матримониальным вопросам тем, кто зависит от неё морально. Несмотря на очевидную бесцеремонность, такое поведение особо не раздражает. Несложно обвинить дорогую мисс Вудхаус в эгоизме, но она ещё в себе не разобралась. Отсюда, возможно, её нечуткость по отношению к другим.
Как бы там ни было, Эмма бескорыстна и от души хочет лучшего для подруги. Когда её планы терпят фиаско, она искренне недоумевает и расстраивается.
Молодая девушка взрослеет и постепенно понимает, что не нужно вмешиваться в чужие дела, особенно романтические. Методом проб и ошибок Эмма убеждается, что представления, которые мы формируем о других людях, часто могут сильно расходится с реальностью. Ты считаешь господина Э. благородным, а он на поверку оказывается мелочным эгоцентриком. Тебе кажется, что мисс С. вздыхает по мистеру Ч., тогда как её мысли отдрейфовали в другом направлении.
Отсюда житейская мудрость – нужно быть крайне осторожными с советами.
Чтобы объяснить своё доверие книжному персонажу, наверное, нужно сказать пару слов о себе. Сейчас я позволю себе немного диванной интроспекции (лучше не читайте).

В не очень далёком прошлом я грешила любовью к раздаче рекомендаций (как правило, не в личной сфере, но от этого ненамного легче). Как и в «Эмме», мои советы порой отдавали неуместной назидательностью. Впрочем, сомневаюсь, что назидательность вообще может быть уместной.
Но, хочется верить, я эту разновидность юношеского максимализма (который у некоторых может продлиться всю жизнь) в себе преодолела… хотя рецидивы иногда случаются. Сегодня избегаю кому-то что-либо рекомендовать, а поучительный всезнающий тон для меня сродни предупреждающему триггеру.
Сентенции таких «мудрецов с тысячелетним опытом» хорошо парировать холодной вежливостью.
Отчасти за такими склонностями могут скрываться неуверенность в себе и подсознательное желание нравиться окружающим. Возможно, эти качества были присущи Эмме. Она желала быть в центре внимания и плохо воспринимала критику. Ей непросто принять, что кто-то поёт и играет на фортепиано во много раз лучше, чем она.
Такому поведению может также способствовать привычка с детства общаться с людьми старше себя. Старшая сестра Эммы рано вышла замуж. Мир юной мисс Вудхаус предположительно составляли отец, любящая гувернантка (до её замужества) и взрослые друзья семьи.
Но хватит экономить на психологе (о, ещё одна хорошая новость!), пора возвращаться к роману и попытаться сформулировать его слабые, на мой взгляд, стороны.

Задумка, как таковая, хороша, но исполнение сильно ей уступает. К примеру, решение Эммы не выходить замуж выглядит новаторским для эпохи. Подразумевалось, что все девушки априори должны мечтать о судьбоносной встрече с суженым.
Пусть финал вполне традиционен, Эмма, по сути, остаётся верна своим идеалам. Она не идёт на компромиссы, и только особенные обстоятельства заставят её изменить отношение к браку.

спойлер
Эти обстоятельства можно описать следующим образом:
I know no man more likely than Mr. Knightley to do the sort of thing—to do any thing really good-natured, useful, considerate, or benevolent. He is not a gallant man, but he is a very humane one…
Что ж, весьма положительная характеристика.
свернуть

Энергия Эммы и порой играющее с ней злые шутки остроумие потерялись в череде бесконечных постных описаний... Порой я даже думала, что антагонистом в романе выступают коварные сквозняки.

Mrs. Weston begs you [Jane] to put on your tippet. She says she is afraid there will be draughts in the passage, though every thing has been done. One door nailed up. Quantities of matting.

На почётную должность главного антигероя претендуют также пешие прогулки.

Так, перед героями стоит проблема вселенского масштаба: стоит ли открывать окна во время танцевальной вечеринки? Если открыть, может получится сквозняк. В противном случае, танцующие рискуют перегреться. И то и другое опасно для здоровья. Уж поверьте мистеру Вудхаусу, непримиримому домоседу (он начинает думать о возвращении домой, ещё не отправившись в гости) и человеку, страдающему лёгкой формой ипохондрии. Персонажи могут часами обсуждать, разумно ли девушке самой ходить на почту забирать письма.
Только думаешь, что дискуссия на эти «животрепещущие» темы начинает угасать, как чья-то реплика снова даёт толчок к её продолжению. В уме крутится «Блин, опять!».
Да, ещё имейте в виду, плохо приготовленный аспарагус (спаржа?) может смешать все карты.

The baked apples and biscuits, excellent in their way, you know; but there was a delicate fricassee of sweetbread and some asparagus brought in at first, and good Mr. Woodhouse, not thinking the asparagus quite boiled enough, sent it all out again.

Живи мистер Вудхаус в наши дни, он, вероятно, завёл бы блог о пользе правильного питания и социального дистанцирования.
Допустим, подобные эпизоды призваны пародировать светскую болтовню и сплетни, но мне было неинтересно. И потом, их просто слишком много.
Мне показалось, что повествование лишено юмора даже там, где он, очевидно, предполагается. Стенания отца Эммы по поводу опасностей сквозняков или его уверенность, что при малейшем недомогании нужно звать местного врача, нагоняли тоску, вместо того чтобы вызвать улыбку.

Изложенное выше основано только на моих скромных впечатлениях. Наверняка поклонникам этого романа Джейн Остин удалось открыть в нём что-то, так и оставшееся для меня terra incognita.
Всё же поясню ещё один момент. Вот я поверила изменениям Эммы, тому, что в будущем её внутренние ресурсы будут конвертироваться в нечто более позитивное, чем нарушение чужих личных границ. Но это только потому, что мне, как читательнице, так захотелось. Взросление героини не только довольно слабо проиллюстрировано, но и поставлено под сомнение в одном из пассажей.
She had been decided in wishing for a Miss Weston. She would not acknowledge that it was with any view of making a match for her, hereafter, with either of Isabella's sons; but she was convinced that a daughter would suit both father and mother best.

Эмма вроде бы поняла и приняла ложность своих предположений относительно других. Осознала, что была неправа и что своими советами она чуть не испортила жизнь наивному и доверчивому человеку. Однако прошло немного времени, и на горизонте вновь начал обрисовываться соблазн «думать за других». Ну, в общем-то, неудивительно.
И последнее, хотя героиня в целом не изменяет себе, концовка предсказуемо-банальна. Не обошлось и без тайной помолвки.

спойлер
В итоге нас ожидают сразу три свадьбы, которые не нанесут сколько-нибудь ощутимого вреда социальной иерархии.
свернуть

До какого-то момента я надеялась на нетривиальный финал, но не случилось.

Комментарии


Подавляющее большинство описаний характеризовал полный эмоциональный штиль.

Хорошо сказала.
Знаешь, в Чувстве и чувствительности этот штиль порой пробивается.. но там он как бы скрашен.. ну, не знаю, белеющим парусом чувства)

скорая на решения и не чуждая озорству Эмма нисколько не сомневается, что вправе решать, за кого её приятельнице следует выходить замуж. Сама она под венец не собирается, ей комфортно живётся в отеческом доме

Знаешь, Ник, это бывает у многих писателей, но у Остен это как-то рельфефно.
Я вот про что: она своё камерное Я ( прости, Фрейд), проецирует на какого-либо персонажа, как аватар свой, и уже оттуда тихой сапой ( прости, Остен) руководит событиями.

Методом проб и ошибок Эмма убеждается, что представления, которые мы формируем о других людях, часто могут сильно расходится с реальностью

Более того, даже представления нас самих о себе могут быть не совсем реальными.
Каждый из нас в той или иной мере скрывается сам от себя.
Эх, Остен на нас нет...

Возможно, эти качества были присущи Эмме. Она желала быть в центре внимания и плохо воспринимала критику. Ей непросто принять, что кто-то поёт и играет на фортепиано во много раз лучше, чем она.

Кстати, да.
Но тут как и в других сферах жизни, бывает много факторов разом, целый узор факторов.
Иной раз это может быть... искренний момент - уйти от себя или помочь другим, но зашумляется другими мотивами.
А порой просто не то чтобы неуверенность в себе, но - в мире, в островке восприятия, что тебя окружает и этими советами ты стараешься как бы упрочить фундамент восприятия и себя и дорогого тебе человека.
Но у него то уже есть фундамент)

Порой я даже думала, что антагонистом в романе выступают коварные сквозняки.

Улыбнула)

Персонажи могут часами обсуждать, разумно ли девушке самой ходить на почту забирать письма.

Ник, знаешь какой космос с Хаблом пришли мне на ум?
Вот вселенная расширяется ( на некоторых вечеринках я это даже чувствую).
А в нравственном мире? Во времена Остен могли и правда часами обсуждать такую.. прости, ерунду.
Расстояния между чувствами были огромными.
А сейчас как-то сузилось всё. И расстояние между сердцами и мигами и душой и звездой.
Забавно...

Да, ещё имейте в виду, плохо приготовленный аспарагус (спаржа?) может смешать все карты.

Ник, ну какая спаржа, если не ошибаюсь, это заклинание из Гарри Поттера)

Так понимаю, что знакомство с дальнейшими романами Остен будет отложено?

Спасибо за прекрасный разбор романа, Ник.
И чудесного вечера)


Знаешь, в Чувстве и чувствительности этот штиль порой пробивается.. но там он как бы скрашен

В "Чувствах", на мой взгляд, достаточно эмоций, даже если они приглушены... к примеру, Элинор. От того, что она внешне сдержанна, её чувства и переживания ещё острее проступают. Там много человеческой заботы (сестёр друг о друге, о матери)...
Как бы там ни было, мне тот роман однозначно больше понравился, чем "Эмма"... там и конец совсем не тривиальный (как мы с тобой уже обсуждали).

даже представления нас самих о себе могут быть не совсем реальными.

Согласна, Саш... Но может, оно так и лучше?)

ты стараешься как бы упрочить фундамент восприятия и себя и дорогого тебе человека.
Но у него то уже есть фундамент)

Конечно, тут много разных параметров... иногда совет своевременный необходим. Но это всё-таки больше о дорогих людях, которых ты знаешь (хотя многого о них и не знаешь)... Вообще нужен баланс какой-то, чтобы и границы не нарушать, и делиться чем-то для нас очень значимым.

Во времена Остен могли и правда часами обсуждать такую.. прости, ерунду.

Саш, сейчас, по-моему, тоже могут долго обсуждать всякую бессмыслицу... и необязательно на вечеринках) иногда километровые голосовые сообщения наговаривают, в конце уже не помнишь, с чего всё начиналось))

ну какая спаржа, если не ошибаюсь, это заклинание из Гарри Поттера)

Как же я об этом не подумала, Саш ;)) Что-то вроде "Авады кедавры"))

Так понимаю, что знакомство с дальнейшими романами Остен будет отложено?

Да, думаю, надо сделать перерыв... может быть тут дело ещё в моих завышенных ожиданиях касательно "Эммы". Получилось как-то чересчур приторно и неиронично... А ты, кстати, Эмму читал? Вроде твоей оценки нет.

Сашуль, спасибо тебе большущее, что читаешь и откликаешься! Прекрасного тебе вечера))


Как бы там ни было, мне тот роман однозначно больше понравился, чем "Эмма"... там и конец совсем не тривиальный (как мы с тобой уже обсуждали).

О да, там такая прелестная вариативная развилочка..почти как на картине Васнецова, только вместо богатырей - сёстры)

Согласна, Саш... Но может, оно так и лучше?)

Ник, а тут.. нет и не может быть хорошего и цельного ответа.
С другой стороны.. помнишь, мы обсуждали с тобой под твоей рецензией на.. ну, на прошлую, про Холокост, как люди превращались словно бы в кого то и творили ужасное.. обыденное?
Так что порой чуточку знать себя нужно. По крайней мере не терять бездну в себе из вида.. и свет, в себе, что может её осветить.

Саш, сейчас, по-моему, тоже могут долго обсуждать всякую бессмыслицу... и необязательно на вечеринках) иногда километровые голосовые сообщения наговаривают, в конце уже не помнишь, с чего всё начиналось))

Точно)
Ник, но тут... и во времена Байрона или Пушкина были эти все скучные рауты с пустыми и высокомерными разговорами.
Но Пушкин и Байрон, например, понимали их пустоту и не писали о них.
В этом и прелесть классики. Хотя.. и она порой грешит.. вот такой пустотой времени, которая быстро устаревает.

Эмму я не читал и.. пока не хочется)
У меня в прелестном венгерском издании с иллюстрациями на полочке дожидается Мэнсфилд-Парк, Остен.
Так что.. посмотрим ( сказал слепой))

Ник, а как можно не откликнуться на твои чудесные рецензии?
Это как зайти в чудное кафе и сесть за столик с другом и заказав.. мартини с лимоном и льдом, поболтать о прекрасном)


По крайней мере не терять бездну в себе из вида.. и свет, в себе, что может её осветить.

Чудесно сформулировал.

Хотя.. и она порой грешит.. вот такой пустотой времени, которая быстро устаревает.

Да... но в "Эмме", как мне кажется, сама задумка была сатирически обыграть все эти пустые разговоры с умным видом, постоянное "казаться, а не быть". Идея отличная, а вот реализация... и опять же, роман слишком затянут для ироничной "комедии ошибок")

Это как зайти в чудное кафе и сесть за столик с другом и заказав.. мартини с лимоном и льдом, поболтать о прекрасном)

Саш, улыбаюсь... продолжаю улыбаться... спасибо)))


Бедная Эмма! Сколько хороших новостей благодаря книге, даже психологический анализ, а ты ей тройку поставила ))) Сколько людей, столько мнений.
У меня (читала в юности) получилось увидеть иронию и легкость, хотя соглашусь, что однотипных эпизодов слишком много. Но я делала скидку на эпоху, тогда многие писали растянуто, согласись. Возможно, она так пародировала реальность (ты об этом хорошо пишешь), но мы сегодня не всё можем считать.

Несложно обвинить дорогую мисс Вудхаус в эгоизме, но она ещё в себе не разобралась. Отсюда, возможно, её нечуткость по отношению к другим.

Чуткое замечание, Ник) По-любому бывают гораздо большие эгоистки, чем Эмма.

Живи мистер Вудхаус в наши дни, он, вероятно, завёл бы блог о пользе правильного питания и социального дистанцирования.

В точку)

как чья-то реплика снова даёт толчок к её продолжению. В уме крутится «Блин, опять!».

Не без этого, конечно)
Но знаешь, некоторые современные авторы эту фразу (и кое-что покрепче) вызывают в уме намного чаще, своим многословием и не только
Например, ты цитируешь:

but there was a delicate fricassee of sweetbread and some asparagus brought in at first,

Какой-нибудь современный графоман мог бы написать "some green asparagus".
Я это к чему, недавно пролистала "Зулейха открывает глаза". Там очень много несуразных (мягко выражаясь) и ходульных фраз (я только про художественную часть). Например:

Он юркает под зеленые сугробы зелени у воды.

Ну зелень ведь зеленая, не поспоришь.
Там же в конце книги:

Зулейха не смогла удержать боль внутри, и боль выплеснулась, затопила все вокруг

Извини за оффтоп, но просто понимая, что часто можно прочитать сегодня в разрекламированных книжках, как-то спокойно относишься к длиннотам Остен и т.д.
Спасибо за рецензию, Ника)


Кристин, когда я рецензию опубликовала, сразу подумала, что тебе "Эмма" нравится... понадеялась, что ты, если прочтёшь, не обидишься:) Ты права, роман заставляет подумать о важном, и это уже хорошо... но, как я уже отметила, ожидала от него большего.
А про оценки, так это очень субъективно. И про эпоху ты, конечно, права. Но это ведь история полностью вымышленная... даже не исторический роман, когда можно принять во внимание, что автор в момент написания не располагал теми или иными документами и т.д. Поэтому я сужу главным образом по впечатлениям, послевкусию...

она так пародировала реальность (ты об этом хорошо пишешь), но мы сегодня не всё можем считать.

Да! Вроде роман даже называли "комедией ошибок")

Ну зелень ведь зеленая, не поспоришь.

Да уж) Я "Зулейху" не читала и вряд ли прочту, в силу ограниченности времени и множества других книг, до которых планирую дойти. Но думаю, понимаю, о чём ты... многие современные книги написаны... своеобразно, скажем так. И, в отличие от классических произведений, они мало что нового могут нам сказать относительно быта, нравов, etc. Хотя "Зулейха" вроде должна рассказывать о быте недавнего страшного прошлого...
Возвращаясь к "Эмме", мне кажется, дело в пропорциях - в наличии перебор пустых разговоров, но написаны они нормальным литературным, пусть и несколько устаревшим, языком.
Я вот что ещё подумала... про графоманство :) Иногда я ловлю себя на странных фразах, например:

вновь начал обрисовываться соблазн

Чем не пример графомании?)) Мне правда интересно твоё мнение, как вдумчивого и тонкого читателя, не звучит ли это ходульно, чересчур напыщенно?

Спасибо большое, Кристина, за информативный коммент и доброе внимание!) И отдельное спасибо, что поняла моё видение романа))


А про оценки, так это очень субъективно.

Конечно)

Хотя "Зулейха" вроде должна рассказывать о быте недавнего страшного прошлого...

Поясню свою мысль. "Зулейху" я пока не читала, только просмотрела (поэтому уверенно ничего не утверждаю). У меня нет к книге претензий с точки зрения содержания, но язык, которым она написана, мне совершенно не понравился. Поэтому я написала про "художественную часть". Но, может, в книге есть хорошо написанные эпизоды. И потом, это тоже очень субъективно, хорошо или нехорошо написанные.

твоё мнение, как вдумчивого и тонкого читателя, не звучит ли это ходульно,

Спасибо за комплимент, Ника) По поводу твоего вопроса, совершенно нормально звучит. По-графомански это бы было, если б ты написала: "соблазн начал соблазнительно обрисовываться" ))
А так все по существу)

понадеялась, что ты, если прочтёшь, не обидишься:)

Вначале у меня была мысль обидится, но потом ты так интересно разобрала образ Эммы, что я уже не могла обижаться ;)))


Поэтому я написала про "художественную часть".

Да, я тебя поняла)

"соблазн начал соблазнительно обрисовываться"

:) Моя внутренняя графоманка (!) требует переписать и написать: "соблазнительный абрис соблазна начал соблазнительно обрисовываться..." Это называется тонкая психологическая проза в новом бестселлере "Пятьдесят оттенков соблазна" ))) А в чём, собственно, соблазн, вы узнаете на 555-ой странице))

Кристина, чтобы ты не обижалась, я готовлю тут рецензию, а, может, и не одну :)


А в чём, собственно, соблазн, вы узнаете на 555-ой странице))

И узнаете, был ли соблазн вообще)

Моя внутренняя графоманка (!) требует

Ахаха, классно ты обыграла всяких там "внутренних богинь" ;)) Ника, и все-таки даже пародируя, ты хорошо пишешь)

я готовлю тут рецензию, а, может, и не одну :)

Так, одну рецензию только что прочитала, теперь буду ждать "не одну" )) Не буду скрывать, ты меня заинтриговала:)


И узнаете, был ли соблазн вообще)

Ну как так? Блин, ты выдала все мои секреты))

Не буду скрывать, ты меня заинтриговала:)

Интрига - эт хорошо))
Спасибо ещё раз, Кристина! Всегда рада с тобой пообщаться))


Всегда рада с тобой пообщаться))

Взаимно:)
Я вот что хотела сказать про Эмму и забыла ))

Ты считаешь господина Э. благородным, а он на поверку оказывается мелочным эгоцентриком
спойлер
а тебе не кажется что мистер Элтон на самом деле не такой уж эгоистичный. Так ли он хуже Найтли или Фрэнка Ч? Учитывая взгляды эпохи, не думаю, что можно винить его в нежелании жениться на Гарриетт. Иначе и Эмму нужно винить в ее классовом высокомерии
свернуть

спойлер
Отчасти согласна с тобой. Не надо поддаваться стереотипам против мистера Элтона) Классовые предрассудки присущи в той или иной степени всем героям, и Эмме больше, чем следует (всё-таки в ту эпоху были люди свободомыслящие, пусть их и было немного)... Согласна про нежелание жениться, это вполне объяснимо. Но, если помнишь, эпизод на танцах говорит против Элтона. Он отказался пригласить Гарриет, и это было унизительно для девушки. Элтону бы ничего не стоило разок с ней потанцевать.
свернуть

Вот поэтому я думаю, что написать про эгоцентризм Элтона не будет ошибкой)


роман Джейн Остин на языке оригинала есть на Ютубе в довольно хорошем исполнении

Вот что еще хотела спросить. Как думаешь, есть смысл читать старые книги в оригинале? Или там уже устаревший язык? Помню ты писала, что Троллоп тебе нравится в оригинале.


На мой взгляд, особого смысла читать романы XIX века на языке оригинала нет. Там и лексика, и грамматические обороты устаревшие (т.е. применять их на практике сегодня лучше не стоит). Гораздо продуктивнее читать хорошо написанные современные романы.
Троллоп мне нравится, да... но, во-первых, он очень мало переведён на русский, во-вторых, я начинала читать его на английском, чтобы расширить знание "advanced vocabulary" (что-то типа "placate" или "mollify" вместо "calm down")... потом как-то втянулась) Серия про "Паллисеров" мне у него нравится, хотя и не вся)


Гораздо продуктивнее читать хорошо написанные современные романы.

А что бы ты порекомендовала почитать, из современного, хорошо и несложно написанного?


Ты решила меня искушать, чтобы я опять начала что-то советовать? Это как подарить завязавшему алкологику бутылку просекко)) Это из-за "Эммы", да?))) Шучу :)
Если серьёзно, я в последнее время на английском читаю статьи, нон-фикшн и временами как раз те старые романы (ту же Джейн Остин), которые рекомендовать бы не стала (повторюсь, всё исключительно ИМХО).
Но... моя англоязычная подруга недавно рассказывала, что ей очень понравился цикл "Scarlet and Ivy". Я так поняла, что это young adult, но сама я не читала) Вот первая книга цикла Софи Клеверли - Scarlet and Ivy. The Lost Twin


Это из-за "Эммы", да?)

Может быть, может быть ))) Месть - это блюдо, которое подают холодным. Шучу, конечно же ))

ей очень понравился цикл "Scarlet and Ivy".

Спасибо, возьму на заметку цикл)


Только что дочитала и тоже надеялась на нетривиальный финал :)) Остен же осталась верна себе. Ну да ладно.


Остен же осталась верна себе

Это точно))
А книга вообще понравилась?