Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

30 ноября 2020 г. 00:17

978

4 Феноменальное проклятие

Нагнетание ужаса в произведении обычно выстраивается на "двух китах" - пугающей неизвестности и однозначном присутствии логики. Первая составляющая позволяет увеличивать градус страха, поскольку как бы ни боролся с фобиями практически невозможно полностью отпустить контроль надо всем, а именно это и предполагает собой неизвестность. Второй же аспект служит основой для сохранения ощущения едва ли не паники, поскольку без него все происходящее утрачивает смысл и теряет устрашение одним замечанием "можно же было..." Каким бы циничным ни был человек - у любого есть слабое место, зацепив за которое можно до невероятных размеров раскрутить ужас и вывести из себя, из сдержанности и самообладания. Каким бы алогичным ни был человек - он всегда стремится лицезреть по каким принципам и на какие полочки разложено происходящее, чем оно обусловлено и по каким именно факторам прослеживается причинно-следственная связь. Без этого ужас прекращает пугать, а следовательно, исчезает.

Юкито Аяцудзи в книге "Another" постепенно нагнетает пугающую обстановку, рассказывая историю о новичке Коити Сакакибара, однажды в апреле переведшимся в новую школу и оказавшемся в весьма странной обстановке. Подросток, страдающий болезнью легких, возвращается из Токио в небольшой городок, откуда родом его мать, и попадает в самую гущу необъяснимых событий - он четко видит и может общаться с одноклассницей, присутствие которой игнорируют все остальные вплоть до учителей, каждый из новых ребят окружения явно что-то скрывает и недоговаривает, кругом происходят несчастные случаи, которых не должно было бы быть. Само собой разумеется, что Коити пытается понять, что же происходит, выяснить правду, выстраивая собственные догадки и собирая возможную информацию - и вот здесь начинается самое странное в произведении...

Над классом 3-3, вроде как, тяготеет полупроклятие-полуфеномен (субъекта, желающего зла, не существует), но никому в голову не приходит распустить класс, не пускать в него новичка или хотя бы четко донести до того, кто не в курсе, правила поведения, ценой которым выступает жизнь. Можно было бы попробовать свалить эти "оплошности" на проблемы с памятью, возникающие у всех, кто становится замешанным в истории, берущей свое начало еще в двадцатишестилетней давности - однако суть заключается в том, что конкретно ученики класса 3-3 подвержены риску смерти и обнаруженный ими вариант использования талисмана не дает стопроцентной гарантии спасения, т.е. опасность в самой группе и ее удержании. Почему никто ничего не делает во избежание, а просто ждет пока наступит новый неблагополучный год: учителя, ученики, некоторые осведомленные близкие? Логика исчезает - страх растворяется.

К сожалению, снижению накала ужаса и в итоге его утрате способствует заодно и превращение финальной части в обыкновенную кровавую бойню, которую можно найти сейчас на каждом углу и ничем при этом не отличающуюся от любой другой. Кстати, как и раскрытия интриги в конце, когда выясняется, что "лишним", а стало быть убийцей, был именно тот человек, около которого вертелись мысли с самого начала... Начинали за здравие - завершили за упокой, как бы соответствующе сюжету это ни звучало)

картинка Sandriya