Больше рецензий

3 июля 2012 г. 16:33

331

0.5

Чтобы не было непоняток, сразу оговорюсь: к чтению этой книги меня подтолкнули восторженные отзывы, которые автор публикует в своем ЖЖ. Мне изначально не было понятно, что такого можно найти в этих книгах, но так как голословно что-то заявлять я не очень люблю, то пришлось читать... И, наверное, не стоило этого делать, но теперь уже поздно.
Вроде бы эта серия позиционируется как чтиво для девочек-подростков. И у меня возникает вопрос: наши девочки-подростки любят читать такое? Что вообще хорошего в этой книге? Но пойдем по порядку.

Сюжет. Главная героиня Наташа плотно занимается английским, из-за ее победы в олимпиаде она входит в число счастливчиков, которым меценат оплатит поездку в Лондон. Там она встретила парня, который похож на ее любимого литературного героя Дориана Грея, чуть ли не теряет сознание при его виде, она ему тоже нравится, но из-за того, что он сын олигарха и живет в Лондоне, они не могут быть вместе. Она уезжает домой.
С одной стороны, все это "развивается" ме-е-едленно, неторопли-и-иво, автор в подробностях описывает одежду, макияж и внешность героев, дома, квартиры, комнаты, экскурсии, украшения...

Наташа рассмотрела ее холеное лицо, ровно покрытое тональным кремом, розовые румяна, безупречно лежащие на впалых щеках, длинные ресницы, чуть тронутые тушью, выщипанные изогнутые брови, чрезмерно пухлые, словно надутые, губы, поблескивающие розовым тоном, блестящие светлые волосы, тщательно уложенные, и сделала вывод, что Аделине как минимум лет тридцать и она немало времени проводит перед зеркалом и в салонах красоты.


С другой стороны, когда наступает время "экшена", назовем это так, все происходит сумбурно. При этом каждому персонажу надо дать по реплике, а потом увести его из повествования.

Наташа направилась к калитке, Ира решительно двинулась за ней. Они вошли во двор.
– Пап, это организаторы нашей поездки, – пояснила Наташа. – Решили вот подвезти меня до дома.
– Здрасьте, дядя Андрей, – встряла Ира.
– Привет! – ответил он. – Я так и понял, что это меценат. Надо было пригласить его, ты же утром ежевичный пирог испекла. К чаю самое то!
– Ни к чему это, – хмуро заметила Наташа.
– Ну-ну, – неопределенно сказал он. – Ладно, девочки, я пойду в мастерскую. Кое-что доделать нужно.
– Они, кстати, восхищались твоими наличниками, – сообщила Наташа, начиная приходить в себя.
– Приятно, – коротко ответил он и быстро двинулся в угол двора, где в сарайчике была оборудована мастерская.
– Я хочу ежевичный пирог! – бодро заявила Ира.
– Пошли! – бросила Наташа и направилась в дом.
На крыльцо в этот момент выскочил мальчишка, это был Витя, ее младший брат.


Герои. "У всех актеров в фильме одна цель — раздражать". © Это, правда, из обзора на фильм, но фраза отлично иллюстрирует мое отношение к героям. По большому счету, в книге отсутствуют живые и сколько-нибудь интересные персонажи, а ходят только бесхарактерные, но при этом пытающиеся из себя что-то строить говорильни на ножках. Все герои не могут нормально говорить и постоянно пользуются восклицательными знаками, поэтому кажется, что в Лондон специально отправили одних истериков.
Сразу видно, где няши, а где — бяки. Прямо как в вечерних сериалах по "России", которые моя бабушка смотреть любит. Няши могут быть чуть глуповаты (Ира), думать только о шмотках (Лена), э-э-э... (Гера) и, конечно же, Наташа, которая и по дому помогает, и учится хорошо, и вообще милая, доверчивая, простая, солнечная девочка (хотя иногда в ее голове зарождается мысль сказать какому-нибудь злодею "грубое слово"). Бяки остаются бяками всегда. Глеб хоть и ухаживает сначала за Наташей, но при этом грубит всем остальным; Аделина нос воротит от детей; а уж как они накидываются на бедную и несчастную героиню, когда узнают, что Гера подарил ей кулон... При этом антагонистами они являются лишь потому, что они... антагонисты. Глеб — богатенький сын мецената... Видимо, именно поэтому ему нравится в подобных поездках втираться какому-то одному человеку в доверие, а потом говорить: "Ха-ха! Я с тобой играл, ты чмо!"
Хотя все равно отрицательные герои, как и во многих подобных книгах и тех же сериалах, прописаны лучше положительных. Про Геру я ничего сказать не могу. Варианта два: либо он вообще не прописан, либо его вытеснил другой образ, который пришел мне в голову при описании возлюбленного Наташи. Да, стыдно признаться, это даже в некоторой степени кощунство (по отношению к великолепной игре, конечно, а не к книге), но при описании Геры я вспомнила Младшего Влада из игры "Мор. Утопия". То есть даже в игре герои лучше прописаны, чем в книге. Но! У Геры есть два достоинства. Во-первых, у него, как и у Наташи, умерла мать. Во-вторых, он похож на Дориана Грея!!! *зрители рыдают от умиления*

Он был в распахнутом черном полупальто, между полами виднелся серый свитер с высоким горлом, очень светлые голубые джинсы резко выделялись на общем туманном и темном фоне улицы. И Наташа отчего-то вначале заметила именно эти казавшиеся почти белыми джинсы. И уже затем перевела взгляд выше. Парень в этот момент оказался под фонарем, он практически поравнялся с Наташей, и у нее перехватило дыхание от золота его развевающихся кудрей, прозрачной глубокой голубизны больших глаз, белой кожи и нежного румянца, заливающего впалые щеки.
Дальше все было для нее словно в замедленном кино. Ей казалось, что незнакомец плывет мимо нее… и вот его голова поворачивается, его взгляд проникает ей прямо в душу, его розовые губы улыбаются, прядка золотистых волос падает на щеку… его рука с изящными длинными пальцами медленно отводит ее…
– Дориан… – растерянно произносит Наташа.
– I think you’re wrong, – раздался приглушенный приятный голос.
И Наташа пришла в себя. Она вздрогнула и залилась краской. Парень не сводил с нее глаз, но улыбаться не перестал. Она смотрела в бездонную голубизну глаз и тонула в ней. В эту секунду мир изменился, фиолетовые сумерки словно таяли и подсвечивались разноцветными искорками, которые, как ей казалось, сыпались на них откуда-то сверху и застревали в золотых кудрях «Дориана». Его нежные щеки представлялись ей лепестками розовых тюльпанов, которые так и тянуло потрогать кончиками пальцев, приоткрытые в легкой улыбке губы – сладкой малиной, которую хотелось немедленно ощутить на вкус, да так сильно, что у Наташи пересохло во рту.
– I don’t think we have met before, – мягко проговорил незнакомец.
И от звуков его низкого красивого голоса Наташа чуть не потеряла сознание. У нее потемнело в глазах, но как-то странно, потому что она совсем не видела окружающий мир, а только лицо «Дориана». Оно будто заполнило собой все пространство, и она не могла отвести от него глаз. Хотя ей казалось, что ее зрение отключилось, осталось лишь видение сердца и именно им она и воспринимает прекрасный образ, словно сошедший со страниц романа Уайльда.


А знаете, за что Наташа любит Дориана Грея?

– Я имею в виду его необычайную притягательность и красоту, – прошептала Наташа. – Просто я влюблена в этот образ!


И при этом автор нам преподносит ее как очень умную девочку, читающую книги, и, конечно, с ОБВМ. Я сама любила и люблю влюбляться (пардон за тавтологию) в книжных героев, но не из-за внешности же. Но "ум" Наташи не только этим ограничивается.

– Проводить тебя? – спросил Гера.
– Не стоит, пансионат совсем рядом.
– А может, поедем ко мне в гости? – неожиданно предложил он.
Наташу от его слов и больше от выражения его глаз снова затопила волна горячей нежности. И ей безумно захотелось принять приглашение. Но было уже довольно поздно, она понимала, что Аделина Петровна устроит ей взбучку, если она не явится к назначенному времени.
– Поздно, – ответила она. – Нам велели не задерживаться.


То есть ее смущает только то, что экскурсовод велела им "не задерживаться", и никак не то, что домой ее зовет фактически незнакомый парень, которого она встретила от силы час-два назад. Я понимаю, что ей только пятнадцать лет, но сигнал канала НТВ должен и в ее маленьком городке приниматься. А если бы он ей предложил конфетку, на машине покатать или котят покормить? Хотя ее "скромность", которая позиционируется автором, не мешает ей пересесть за его половину столика и прижиматься к нему. "...Бл... бл... Там точно "я" есть..." © Легкомысленная! Вот, вспомнила.

Стиль. К репликам героев с перманентными истерическими нотками прибавляются авторские слова. Большую часть книги составляют описания. Описания всего, кроме того, что нужно. И ладно бы эти описания были длинными, но меткими, образными, создавали перед глазами картинку, которая потом долго бы не желала покидать мозг. Но описания шаблонны и штампованы. Блондинка с точеной фигурой, брюнетка с точеной фигурой, бездонные глаза, нежная бледная кожа, золотые локоны, черные локоны, алые губы... Штамп на штампе и штампом погоняет. У героев, вещей, комнат нет индивидуальности, есть общее яркое пятно без деталей.

Эту книгу можно в виде примера вывесить на стенде "Как не надо писать книги". Я прочитала ее всего за день, но через каждые две-три страницы делала перерыв, не утонуть в бессмыслице действий и розовых соплях диалогов и описаний мне помог лишь вокально-инструментальный ансамбль Burzum. В книге нет ничего, за что можно было бы зацепиться: ни интригующего сюжета, ни интересных героев, ни стиля (хотя бы среднего). Для кого она? Для девочек-подростков? Тогда стоит еще более ограничить целевую аудиторию — для тупых девочек-подростков.

Комментарии


Очень интересная рецензия, спасибо!