Больше рецензий

28 ноября 2020 г. 18:39

807

2 I support (most) women

Джессика весьма молода (ей всего 25 лет) и очень успешна, живет в Лос-Анджелесе, путешествует, зарабатывает на жизнь сценариями и съемками фильмов, находит весьма перспективную работу в NASA, связанную со сторителлингом, а потом спонтанно решает попытать счастья на другом конце света и уезжает работать в Вигтаун, потрясающе красивое уединенное местечко в Шотландии, где Джессика немедленно влюбляется в хозяина книжного магазина, потрепанного жизнью мрачного чувака, в общем, самого настоящего Бернарда Блэка.

Джессика, несмотря на все предпосылки, оказывается невероятно тоскливой девицей, не обладающей ни чувством юмора, ни самоиронией, ни пониманием того, что интересно и неинтересно читателю - мы ничего не узнаем о ее сценариях, об авторах, которых она любит читать (не считая жутко кринжевого призрака Германа Мелвилла, который играет роль психоаналитика героини). Зато несколько раз становимся свидетелеями ее бессодержательных разговоров с людьми, которые потом решают, что "Джессика особенная".

Джессика влюбляется в своего мрачного чувака, довольно быстро понимает весь его склад характера, все его стремление к одиночеству и спокойствию, но упорно выносит мозг ему и себе ожиданием красивых жестов и какой-то определенности, в целом выглядит как Моника в той сцене, где она рассказывала Россу о своей идеальной романтической сцене в аэропорту. Так и Джессика - ее мужчина добрый и ненавязчивый и старается дать ей даже больше, чем может, но ей все равно не хватает, она все равно обижается и требует от него соответствия каким-то своим ожиданиям, при этом постоянно упоминая, что она же сильная женщина, она сама не понимает, что на нее нашло. Да нет, Джессика, ты весьма обычная женщина, не особо интересная, не особо умная - свалилась ему на голову, поселилась в его доме, едва работаешь, раздражаешься на покупателей из книжного, пытаешься привнести в жизнь людей йогу, не знаешь, чего хочешь, но почему-то считаешь, что это связано с тем, что ты внучка переживших Холокост (генетическая предрасположенность и готовность к худшему, исусья тряпка, Джессика, постыдилась бы!). Зачем было делать из своих не удавшихся отношений книжку? Кому ты что хотела этим рассказать? Это вовсе не прекрасная история о том, как важно следовать своей мечте, это история о том, что куда бы ты не поехал, тараканы в твоей голове никуда не денутся и везде испортят тебе жизнь.

Я честно прочла книгу Джессики до конца, предварительно испытывая по ее поводу некоторый энтузиазм (потому что в книгах Шона мне нравилась Анна) и все время ожидая какого-то клиффхангера (ну ты же сценарист! Где хоть что-нибудь небанальное, Джесс?), но в итоге я так и не поняла, зачем она ее написала. Кто аудитория этой книги? Люди, читавшие Шона Байтелла, в унылых записях Джессики не найдут ни тени атмосферы книжного магазина Вигтауна, она целиком и полностью сосредоточена на своих страданиях. Почти в самом конце книги Джессика задается вопросом, не страдает ли она клинической депрессией, и этот вопрос проливает свет на всю тональность книги, потому что она действительно выглядит как жизнеописание фундаментально несчастливого человека.

Ugh. Бумагомарание, честно.